опубликовано в 14:09 dzen.ru

5 фактов из биографии Алисы Фрейндлих, от которых хочется плакать

5 фактов из биографии Алисы Фрейндлих, от которых хочется плакать

Алиса Фрейндлих уникальна. Вряд ли кто-то будет с этим спорить — второй такой актрисы нет и не будет: ее ни с кем не спутаешь, Алиса Бруновна и по уровню своего таланта, и по полноте и оригинальности образов, и по богатству портфолио на много уровней выше всей современной актерской братии.

Но биография ее полна таких эпизодов и фактов, при изучении которых слезы наворачиваются на глаза. Сама актриса, комментируя некоторые из них, со светлой грустью констатирует, что без всего этого она не стала бы той, кем является сейчас.

Алиса (Наташа) Фрейндлих – немецкая девочка в блокадном Ленинграде

Расти немецкой девочке в предвоенной и военной России, пусть даже твой род и ведет российскую историю аж с 18 века, — довольно нервно. Этот груз в полной мере испытала на себе Алиса Фрейндлих, хоть в ее документах и значилась национальность «русская». На этом в свое время настояли бабушка и отец девочки, но вот назвать ее русским именем Наташа, как хотела мама, не позволили:

«Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша».

Сложнее стало, когда немцев стали из Ленинграда выселять: тогда из города уехали все родственники, как вспоминает сама Алиса Бруновна –

«бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда»,

а дядю с тетей по папиной линии после расстреляли. Правда, отец Алисы оставил семью и уехал в Ташкент еще до этого, так что свое военное, блокадное детство Алиса провела без отца в осажденном Ленинграде.

Без детства, без отца, без семьи, но с надеждой выжить

Район, в котором ходила в школу Алиса Фрейндлих, подвергался самым жестоким бомбежкам: это была школа № 239, в которой сейчас — физико-математический лицей. Алиса Бруновна вспоминает, что в тех условиях занятия в школе трудно было назвать полноценной учебой: учителя давали знания, которые помогут их ученикам выжить в блокаде, а не по теме урока. Да и думать об учебе было сложно: все мысли вертелись вокруг крохотной пайки хлеба, которую хотелось поскорее съесть.

Алиса Бруновна вспоминает:

«Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили».

Бабушка у Алисы была строгой: в условиях блокады по-другому было нельзя. И пунктуальной: хлеб выдавала по часам, но именно эта строгость, по мнению самой актрисы, не давала расслабиться под физическим и психологическим давлением. Остается только предполагать, чего стоило немецкой девочке расти в городе, где все вокруг люто ненавидели немцев.

Судьба складывалась так, что Алисе приходилось постоянно менять школу, привыкать к новым условиях, новым лицам одноклассников: первый и второй класс девочка училась в Ленинграде, потом три года жила с мамой и училась в Таллине, а потом снова вернуться в родную школу.

В это же время в город вернулся ее отец, но уже с новой семьей. У Алисы была сестра, но узнала девочка об этом только спустя долгие годы: новая жена отца запрещала встречи Алисы с отцом.

Учитель и защитник Борис Зон

О том, чтобы непременно стать актрисой, Алиса Бруновна задумалась еще в школе: посещала с большим удовольствием театральный кружок, даже подумывала об оперной сцене, но отец отговорил, хотя голос — высокое меццо-сопрано – вполне позволял. Поступив в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского на курс Бориса Зона, Алиса Бруновна обрела в лице своего педагога лучшего друга, наставника и защитника. Когда, несмотря на многочисленные награды и успехи студентки, однажды встал вопрос о ее отчислении, Борис Зон вступился за Алису:

«Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я тут же ухожу из института».

Позже своей выпускнице Алисе Фрейндлих Зон подарит фотографию, надпись на которой трогает до слез:

«Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы».

Трагедия бабушки и внучки

Мать актрисы Ксения Федоровна, так много пережившая в своей судьбе, поднимавшая дочь на ноги в военное, блокадное время и радовавшаяся каждому ее успеху, всегда мечтала о внучке. Когда Алиса забеременела, Ксения Федоровна была счастлива. Она увезла дочь за месяц до родов в поселок Комарово в дом отдыха ВТО. И настолько переволновалась в ночь, когда у Алисы начались схватки, что сразу вызвала две «скорые»: и дочери, и себе. Тогда здоровье Ксении Федоровны подкосил приступ, от которого она смогла оправиться только через два месяца, так что внучку увидела впервые, только когда выписалась из больницы.

Радость воспитывать долгожданную внучку длилась недолго: когда девочке было всего три годика, у бабушки случился инсульт. Это произошло, когда Алиса Бруновна была на репетиции: на глазах у трехлетнего ребенка бабушка вдруг упала. Ребенок в растерянности пытался привести женщину в сознание, но все было тщетно. Когда Алиса Бруновна вернулась домой, она увидела, что на полу лежит ее мать без сознания, а на ней – дочка Варя, которая так плакала, что уснула прямо на бабушке. Через неделю матери Алисы Фрейндлих не стало.

Всем государственную награду! …кроме Фрейндлих

Сейчас это удивительно даже представить, но творческий тандем Алисы Фрейндлих с Эльдаром Рязановым, в фильме которого актриса сыграла свою лучшую роль, поначалу совершенно не складывался:

Алису Бруновну не взяли в «Гусарскую балладу», потому что режиссер посчитал ее слишком женственной для роли героини, изображавшей мужчину;

затем в 1967 году специально для Алисы Фрейндлих Эльдар Рязанов написал киноповесть «Зигзаг удачи», но из-за беременности актриса не смогла принять участие в съемках фильма;

когда была написана пьеса «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», произошла довольно неприятная ситуация: Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский отдали ее в Театр имени Ленсовета, и у авторов было обязательное условие, чтобы роль Нади Шевелевой играла только Алиса Фрейндлих. И только перед самой премьерой Брагинский узнал, что Фрейндлих в пьесу не утвердили. Эльдар Рязанов был жутко зол и даже не поехал на премьеру. Усугубило ситуацию и то, что на роль в фильме утвердили Барбару Брыльску.

И только в 1977 году, когда Рязанов принял решение снимать фильм по своей уже успешной пьесе «Сослуживцы», он направил пьесу Алисе Бруновне с предложением играть в фильме главную роль.

Этот фильм имел головокружительный успех: Алиса Бруновна получала массу писем от поклонников, женщины писали ей:

«После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок».

Даже высшее руководство страны оценило фильм и наградило всех создателей картины Государственной премией РСФСР.

Всех.

Кроме Алисы Фрейндлих.

Вспоминая об этом, Алиса Бруновна улыбается и говорит, что ей обидно не было:

«Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно».

Вот всего несколько фактов из биографии этой замечательной, легендарной актрисы, которые впечатляют больше, чем любой из самых трепетных киносюжетов. Но даже зная только о них, понимаешь, какая масштабная личность, какой удивительной силы, мужества, упорства, таланта и ума человек – Алиса Бруновна Фрейндлих.

Популярное в сети