опубликовано в 14:13 kp.ru

Археологи умирали в муках после работы в гробнице Тутанхамона: тайна загадочных смертей наконец раскрыта

Археологи умирали в муках после работы в гробнице Тутанхамона: тайна загадочных смертей наконец раскрыта

Ученый Феллоуз объяснил проклятие фараонов радиацией.

Красавец-археолог Рами Романи был баловнем судьбы. Снимал успешные документальные фильмы, стал ведущим канала Discovery. Ведь специальность ученого, египтология, связана с хайповыми сюжетами. Пять лет назад в городе Амарна для Романи, автора программы «Развернутые мумии», открыли найденную в прошлом веке гробницу, которая с тех пор была на замке. Что стало с ее первооткрывателями, неизвестно, а вот у Рами наутро температура подскочила до 42, начались галлюцинации и кашель с кровью.

Врачи только разводили руками, не в силах понять природу болезни, пичкали пациента антибиотиками. Молодой археолог чуть не умер, но молодой организм взял свое. Романи больше не смеется, рассуждая о проклятии фараонов. Вот что он рассказал в интервью. «Вы заходите в древнюю гробницу и видите саркофаг, окруженный блоками, на которых написано: «Если приблизитесь к этой мумии, то задохнетесь».

Я думаю, что многие «проклятия» связаны с древней химией. Египтяне были выдающимися химиками и биологами, они сделали мумии, которые сохраняются тысячи лет».

«УМЕРЛИ ВСЕГО ШЕСТЕРО»

Проклятие обрело имя собственное — Тутанхамона — в 1923 году. 17 февраля британские археологи вскрыли погребальную камеру юного фараона. 5 апреля главный спонсор раскопок, лорд Карнарвон, умер мучительной смертью.

Внешняя канва событий выглядит несколько сумбурно. 56-летнего лорда укусил комар, при бритье Карнарвон порезал место укуса, занес инфекцию, затем началась пневмония.

В мае в мир иной отошел американец Джордж Гоулд, входивший в гробницу (диагноз тот же — пневмония), в следующие десять лет с жизнью по разным причинам расстались еще минимум 12 участников экспедиции или причастных к ней людей.

Почему минимум? Да потому, что к фараоновой усыпальнице валом валили любопытные. И видных посетителей, конечно, пускали «взглянуть одним глазком». А уж сколько на раскопках было египетских рабочих — поди теперь сосчитай.

Пытаясь опровергнуть «проклятие Тутанхамона», ученый из Австралии Марк Нельсон в начале века опубликовал работу со строгим названием «Выживание людей, подвергшихся «проклятию мумии», предположительно связанному с открытием гробницы Тутанхамона в Луксоре».

Автор приводит слова современника Карнарвона, директора египетского отдела Метрополитен-музея в Нью-Йорке: на открытии гробницы присутствовали 24 человека, ему на момент интервью точно было известно лишь о шестерых скончавшихся.

Но шестеро из двадцати четырех — тоже, знаете ли, немало! НАПОЛЕОН НОЧЕВАЛ В ПИРАМИДЕ?

Более дотошные, чем австралиец, ученые собрали данные о пяти сотнях египтологов и тех, кто с ними работал в гробницах, пирамидах.

Гениальный Шампольон, который первым прочел египетские иероглифы (и провел много времени, изучая надписи в погребальных сооружениях) умер в 41 год от «апоплексического удара и приступа подагры». До этого его разбил инсульт. Семья Шампольона связывала его недуги с непонятной инфекцией, которую он подхватил в Египте.

Друг и соратник Шампольона Ипполито Розеллини скончался в 43 года от «подозрения на малярию». Основатель Каирского музея Огюст Мариет ослеп после странной болезни, его не стало в 59 лет.

Артура Вейгалла, археолога и журналиста, который был на вскрытии гробницы Тутанхамона, обвиняли в том, что он раздувает «миф о проклятии». Рак погубил его в 54 года.

Уолтер Эмери, автор труда «Архаический Египет», упал в обморок внутри гробницы, его не стало через два дня. Диагноз: инсульт. Джорджу Рейснеру, занимавшемуся памятниками Гизы, стало плохо в пирамиде. Он рухнул на пол, да так никогда и не встал. Списали на «возможное отравление».

А главное — судьба Наполеона. Он же был в Египте, есть сведения, будто ночевал в пирамиде Хеопса. Возраст Бонапарта на момент смерти — всего 51 год. Тошнота, рвота, боли в животе, тромбы Рак желудка.

Ну и общая статистика: из 505 египтологов и иже с ними 119 умерли внезапно, слишком рано или с неоднозначными диагнозами.

Что могло на них воздействовать столь роковым образом? Грибки, замурованные бактерии? Есть более интригующее объяснение. Ему посвятил свежую статью в Journal of scientific exploration исследователь Росс Феллоуз.

ЛЕПЕШКА С УРАНОМ

Феллоуз вспоминает древнеегипетские тексты. Зеленокожий бог Осирис, который дал людям бесценные знания — научил земледелию, искусствам, ремеслам, почитанию богов — воскрес после смерти. Первая мумия, по легенде, была сделана именно из тела Осириса.

Для воскрешения бога использовали магическую пищу — образно она названа «лепешки с шафраном», — из которой исходила невидимая сила.

Тело Осириса «превратилось в раскаленный свет и вознеслось на небо». Из гробницы, где упокоилась мумия, вылетели пламя и бирюзовые лучи, «небо закачалось, земля задрожала».

Автор исследования считает: шафрановые лепешки — это концентрат урана, так называемый желтый кек. А процедура готовки волшебной еды и приспособления, которые при этом использовали («палатка очистки», «крутящийся пылевой дьявол» — аналог центрифуги) напоминают современные практики обогащения урана.

Феллоуз делает вывод: основатели египетской цивилизации, кто бы они ни были, использовали ядерные технологии. А где ядерные технологии, там и радиоактивные отходы. Исследователь снова обращает внимание на мифы: после вознесения Осириса остались его «ядовитые экскременты» или «вредоносные духи», скрытые под землей.

Мастабы — древние гробницы — строили с шахтами в десятки метров глубиной, на дно опускали саркофаги. Но сохранившиеся фрески показывают, как египтяне «хоронят» в мастабах, где еще никто не упокоился, огромное количество каменных горшков.

Археологи предполагали, что горшки наполнялись мазями или пивом. Но нет — внутри нашли следы гипса, золы, грязи, в которые могли помещать Нечто.

Доставляли емкости из некоего общего центра, который называли «дом булавы», то есть оружия.

А потом загадочные горшки — около 40 000 штук — перевезли из Абидоса, одного из главных центров поклонения Осирису, в Саккару, некрополь под современным Каиром. Этот переезд, пишет Росс Феллоуз, напоминал «масштабное промышленное мероприятие». Горшки перезахоронили под пирамидой Джосера — самой древней из египетских пирамид.

А в Абидосе остались десятки тысяч могил обычных египтян (среди них множества молодых людей в возрасте до 25 лет), умерших от неизвестной болезни. РАДОН В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ

Повышенный уровень радиации в египетских гробницах — факт известный. Винят в этом газ радон (образуется при распаде урана), который естественным образом выходит из земных пород. И без хорошей вентиляции может подкосить здоровье, провоцируя, например, рак легких.

В 1999 году в журнале New Scientist вышел обзор под названием «Фараоны оставили после себя радиоактивное проклятие».

Автор ссылается на измерения, которые провели ученый из университета в канадском Онтарио и его коллеги из Управления по атомной энергии в Каире. В пирамиде Сехемхета в Саккаре уровень концентрации радона достигал 5809 беккерелей на кубический метр, в подземных туннелях Серапеума неподалеку — 1202 беккерелей.

Для сравнения: если в жилом здании фиксируют 400 бк/куб.м — его надо сносить

Осмотреть, правда, удалось лишь семь памятников. На этом исследование резко остановили.

Ряд экспертов уверены: на «естественный выход радона из земной коры» такие показатели не спишешь. Где-то спрятаны другие источники радиации.

Кстати, в современном Египте уровень заболеваемости раком весьма высок. Но не меньше он был у древних египтян — об этом свидетельствует осмотр их останков. ТУННЕЛЬ И КАМОРКА

Ну а выводы-то какие? Рептилоид Осирис и жена его Исида запускали ракетный ядерный двигатель? А рабы полегли штабелями на добыче урана и погрузке фонящих горшков?

И не поспи Наполеон в пирамиде — глядишь, умер бы в 101 год, а не в 51?

Примерно к этому Росс Феллоуз, токсиколог из крупнейшей американской фармацевтической компании, и ведет. Тайноведов он вдохновит, скептиков посмешит.

Автора этих строк однажды занесло в пирамиду Хеопса. Ни один гид с нами внутрь не пошел. Мялись снаружи.

Тащиться на полукарачках по узким проходам в каменной толще — удовольствие и правда ниже среднего. Тем более, что в конце ждет лишь каморка с пустым разбитым саркофагом.

Но кто в последний раз лазил в пирамиду со счетчиком Гейгера? А в усыпальницу Тутанхамона? Откуда «прилетает» столько радона в закрытые, слава Богу, для туристов гробницы?

Нет ответа. Живи в наше время богатый лорд Карнарвон, может, и проспонсировал бы ученый десант. Но не факт, что власти Египта дали бы разрешение: зачем же лишний раз пугать дойных туристов радиацией.

«90 процентов египетских памятников все еще ждут своего открытия под песком», — заявил археолог Рами Романи, с истории которого мы начали этот материал. Вот будет весело, если наши потомки откопают ядерный реактор