опубликовано в 22:48 inosmi.ru

Dagsavisen: Россия стала сверхдержавой, но надолго ли?

Dagsavisen: Россия стала сверхдержавой, но надолго ли?

После 20 лет под властью Владимира Путина Россия снова стала сверхдержавой на мировой арене, и сегодня в этом мало кто сомневается, пишет автор статьи в норвежском издании, напоминая о знаковых событиях двух последних десятилетий. Но теперь главным становится вопрос, что будет с Россией, когда Путин больше не сможет баллотироваться для переизбрания?

В четверг Норвежский институт внешней политики проведет в Осло свою ежегодную конференцию по России. Тема — идентичность и внешняя политика. Пять лет назад такая же конференция прошла на тему России и мирового (не)порядка. Всего за несколько лет позиция России на международной арене изменилась. Сегодня мало кто задается вопросом, является ли Россия великой державой, как это было на конференции 2014 года. Что же произошло?

Страна получила больше власти на международном уровне, оказав сопротивление существующему миропорядку. После распада Советского Союза в 1991 году была широко распространена идея, что Россия должна стать более похожей на Запад. Обширные экономические, социальные и политические реформы перевернули страну с ног на голову. 1990-е годы были хаотичны, а правительству Бориса Ельцина приходилось напряженно работать. В общенациональном опросе 1998 года советский режим получил больше одобрения у народа, чем постсоветский. Когда в 1999 году к власти пришел Владимир Путин, народ поверил, что страна идет в правильном направлении.

Дмитрий Тренин, выдающийся представитель российских экспертов по вопросам внешней политики, рассуждает в российском издании «Ведомости» о том, что произошло в последние 20 лет. По его словам, у Владимира Путина было две цели: централизация и усиление государственной власти, а также возвращение стране международного статуса великой державы. И того, и другого он сумел добиться. Элиты были консолидированы и тесно связаны с режимом. Во внешней политике Россия превратилась из жертвы в военную и политическую сверхдержаву, с которой другие вынуждены считаться.

Было совершенно неясно, станет ли Россия вновь конфликтовать с Западом. В 1990-х годах она хотела сблизиться с Европой и США. Во время первого срока Путина у власти говорилось о ее желании вступить в НАТО. Президент США Джордж Буш посмотрел в глаза Путину и «почувствовал его душу». В своей речи в бундестаге Германии в 2001 году Путин позитивно высказался о России как о части Европы.

Некоторые российские комментаторы утверждают, что власти больше толком не знают, как им вести политику. Кирилл Мартынов, политический редактор критически настроенной к правительству «Новой газеты», полагает, что власти нарушили общественный договор: государство не должно было мешать людям зарабатывать деньги в обмен на то, что те не претендуют на его монополию власти. Сейчас же государство перераспределяет ресурсы в свою пользу, «не предоставляя избирателям ни малейшей возможности влиять на этот процесс», — пишет Мартынов.

Недавно известный советник Кремля по внешней политике Сергей Караганов предостерег, что власти должны серьезно отнестись к растущему недовольству. Если этого не случится, может начаться буря. Сам Путин по-прежнему популярен, но популярность его падает. Во время опроса, проведенного в августе аналитическим «Левада-центром», 79% россиян заявило, что не имеет никакого влияния на политику страны.

В 2024 году, согласно конституции, Путин больше не сможет баллотироваться для переизбрания. Что будет тогда с Россией?

Популярное в сети