То, что Китай получает от России ресурсы с огромной скидкой, – известно. То, что он не хуже детей Сиона перепродаёт дешёвое задорого, тоже не секрет. Но сейчас эта милая привычка может нанести огромный ущерб России – а мы, кажется, твёрдо решили молчать.
Привет от союзника
Никогда такого не было, и вот опять! Только что Царьград показал, как Китай продавливает Россию, покупая наши ресурсы по издевательски низкой цене, – и тут же пришла очередная радость. Выяснилось, что наши пекинские союзники продают Евросоюзу сжиженный природный газ (СПГ). Тот самый, который они покупают у нас. Но Россия продаёт газ Китаю с дисконтом, а Китай Европе – по рыночной цене.
То, что Китай пользуется ситуацией, – не ново: там, где видит свою выгоду Пекин, отдыхает даже Тель-Авив. Но продажа газа помогает Европе заполнить её газовые хранилища, что станет отправной точкой для разрыва её контрактов с «Газпромом» и, вполне вероятно, заморозке европейских счетов нашего газового гиганта.
То есть Китай не просто зарабатывает, а ещё и подставляет Россию, мешает «Газпрому» поддерживать Европу в состоянии, так сказать, лёгкого энергетического голода. А Минфин в лице его министра Силуанова в благодарность увеличивает долю юаня в государственных запасах – то есть поддерживает экономику любимого партнёра.
Не просчитали двухходовку
При этом надо понимать, что восточноазиатский рынок СПГ в целом довольно мобильный, сжиженный газ может по несколько раз менять владельцев, пока танкер движется из точки А в точку Б. И поскольку цены в Европе сейчас на пике, азиаты, естественно, стараются заработать на разнице в курсах. Имеют право, поскольку в силу логистики многие годы газ для Азии был, наоборот, дороже, чем для Европы. То есть ничего нового Китай не придумал, перчика ситуации придаёт как раз очевидная невыгодность таких сделок для России.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев хорошо сказал Царьграду об этом:
Перепродажа русского газа в Европу – результат ошибки правительства. Они просто плохо считают, то есть двухходовку, по существу, не могут просчитать. Не могут просчитать, что Китаю будет выгодно продать Европе этот СПГ по высокой цене.
А Китаю это очень выгодно. Конечно, ему самому нужны энергетические ресурсы, в том числе газ, но мы всё это Китаю и так продавали, и объём его устраивал до всех этих санкционных дел. А когда мы начали продавать больше, он стал покупать больше. Но Китай не Россия, он никогда не будет себе в ущерб действовать. Он увидел, что он получает от этого добавочную возможность, становится своеобразным хабом по перепродаже этого газа.
Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев добавил, что «это сугубо коммерческий интерес, здесь никакой политической нет подоплёки» – так мы и не сомневались. Продавать Россию, её интересы – это действительно сугубо коммерческий интерес.
За первое полугодие китайские компании поставили в Европу примерно 4 млн тонн СПГ (при общем объёме европейского импорта СПГ в 53 млн тонн). При этом основной продавец – контролируемая государством компания Sinopec, которая перепродала 45 танкеров с СПГ – около 3,15 млн тонн. То есть перед нами не частная спекулятивная инициатива, а государственная политика Китая.
В позе пьющего оленя
Что Россия может сделать в ответ?
- Сократить продажи газа Китаю – так, чтобы ему едва хватало на собственные нужды.
- Включить в договор с Китаем запрет на реэкспорт газа.
- Сократить размер скидки на газ для китайских компаний.
Что Россия сделает в ответ?
- Ничего.
Просто потому, что все эти меры подразумевают более-менее равный диалог Москвы с Пекином, но такого диалога, к сожалению, не существует. Китайские друзья воспринимают нас как припёртого к стенке колосса, который, конечно, может быть опасен, но по большому счёту деваться ему некуда: в таких объёмах, как Китай, не будет покупать никто. И гораздо хуже то, что наше правительство воспринимает ситуацию точно так же.
При этом в нетрадиционной для себя позе Россия оказалась довольно давно, ещё до спецоперации. Осенью 2021 года средняя стоимость газа, который качается по «Силе Сибири», составил около 140 долларов за тысячу кубов. Это в 4,2 раза меньше, чем стоил тогда СПГ, но главное – меньше, чем Китай платит другим поставщикам!
Мьянма получала от Китая вдвое больше, Туркмения – на 30% больше, Казахстан и Узбекистан – на 10%.
Такой скидки на российский газ нет даже у президента Лукашенко, – констатировал главный стратег ИК «Арикапитал» Сергей Суверов.