Дуся с трудом открыла глаза и поняла, что не может даже пошевелиться — настолько сильно приложило. Где-то совсем рядом звучала немецкая речь. Скосила взгляд — два фашиста ходят по полю и добивают раненых. Протыкают тела штыком, и если солдат оказывается живым, то стреляют в голову. Девушка зажмурилась и затаила дыхание. Когда клинок вонзился в ногу, она не вздрогнула и не издала ни звука. Голоса немцев стали удаляться, Дуся с облегчением вздохнула и лишилась чувств. На следующее утро её, полумёртвую от потери крови, подобрали местные жители. А тем временем в штабе 83-й бригады морской пехоты её включили в донесение о безвозвратных потерях. Имя гвардии лейтенанта Евдокии Завалий появилось на братской могиле в Белгород-Днестровском.
Впрочем, к такому ей было не привыкать — за войну Евдокию «хоронили» аж трижды. Но сама она смерти не боялась: когда уходила на фронт санитаркой, бабушка вместо прощания сказала:
«Четыре раза будешь истекать кровью, но вернут тебя белые гуси».
О том, что старушка умеет предсказывать будущее, знал весь их родной городок Новый Буг. Так что Дуся особо не переживала. Про гусей только было не очень понятно…
Фрау Чёрная смерть — Евдокия Завалий
На войну она попала в первые же дни и совсем ребёнком — соврала командиру части, проходившей через Новый Буг, что ей почти восемнадцать. На самом деле ей ещё не исполнилось и шестнадцати, но офицер поверил на слово — полку были очень нужны санитарки, а Дуся на его глазах ловко перевязала нескольких раненых бойцов.
Через несколько недель бабушкино предсказание начало сбываться — Евдокия получила осколок снаряда в живот во время переправы через Днепр у острова Хортица. Врачи хотели комиссовать Дусю, но она умоляла этого не делать, тем более что идти ей было некуда — Новый Буг к этому времени заняли фашисты. Упрямую девчонку направили в запасной полк.
И тут Евдокии пришлось соврать во второй раз.
Когда в часть приехали «покупатели» — набирать бойцов на передовую — один из них подозвал девушку к себе. Евдокия молча протянула ему документы.
«Завалий Евдок., — прочитал «покупатель». — Евдок — это Евдоким?»
«Так точно, товарищ командир», — согласилась Дуся. А что? Женщину на передовую бы точно не взяли, а так — хоть какой-то шанс…
Евдоким из неё вышел вполне убедительный — круглолицая, бритая налысо после госпиталя, в обычной солдатской форме. «Покупатель» подвоха не заподозрил, и уже через два дня «Евдоким Николаевич Завалий» воевал на Кавказе.
Евдокимом Дуся пробыла целых восемь месяцев. За это время её даже назначили старшиной роты. А потом в боях у станицы Крымской на Кубани подразделение попало в окружение, и девушка повела роту за собой вместо погибшего командира. Из окружения вырвались, но Евдокию снова тяжело ранили. В госпитале её тайну, естественно, раскрыли.
Дуся боялась, что после этого её снова отправят в санитарки, а то и вовсе… чего похуже. Но всё обошлось. Наоборот, девушку отправили на курсы младших лейтенантов, и в октябре 1943 года 17-летняя Евдокия Завалий стала первой и единственной женщиной-командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й бригады морской пехоты.
Бойцы от такого поворота сначала, конечно, опешили — Евдокия Николаевна рассказывала, что первое время бывали случаи неподчинения. Мол, где такое видано, чтобы в армии одна баба пятью десятками здоровых мужиков командовала? Но Евдокия не испугалась, не спасовала — и вскоре бравые автоматчики признали в ней командира.
«Дуськин взвод» и лично Евдокия наводили на фашистов ужас — слава об их дерзких вылазках шла впереди самого подразделения, о подвигах «бойцов во главе с женщиной-офицером» писали газеты. Евдокию немцы называли «Фрау Чёрная смерть», за её голову даже сулили награду. И девушка раз за разом подтверждала свою репутацию, проявляя недюжинную храбрость и изобретательность (а попутно доводя до истерики фашистских генералов).
Предсказание Дусиной бабушки сбылось — Евдокия Завалий вернулась домой в 1947 году. Она действительно получила четыре тяжёлых ранения. А что там с гусями? Сама Евдокия Николаевна считала, что речь была о бойце её взвода по фамилии Гусейнов, который после последнего ранения дал ей свою кровь для переливания и тем самым спас девушке жизнь.
После войны Евдокия Завалий работала директором гастронома. Вышла замуж, родила двоих детей, дождалась внуков и правнуков. Евдокии Николаевны не стало в 2010 году. За три года до её смерти на телестудии Черноморского флота вышел вышел документальный фильм «Евдоким и Евдокия», посвященный удивительному боевому пути Евдокии Завалий.