Токио пересмотрит стратегию в переговорах с Россией по поводу потенциального заключения мирного договора. Как сообщает японское агентство Jiji, ссылаясь на источники в правительстве, премьер-министр Синдзо Абэ планировал выйти к рамочному соглашению по подписанию документа на встрече с российским лидером Владимиром Путиным на саммите G20 в Осаке.
Однако, по информации издания, в Токио осознали, что в данный момент это неосуществимо. О смене стратегии, по мнению агентства, говорит и высказывание Абэ на парламентских слушаниях на этой неделе, когда он заявил, что не будет ограничивать срок переговоров этим годом. Отмечается, что в связи с этим в Токио уже начали сомневаться, сможет ли премьер решить это дело в рамках срока своих полномочий до сентября 2021 года.
В Совете Федерации прокомментировали неоднозначную новость о возможной смене японского курса по диалогу с Москвой. Первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров, прежде всего, обратил внимание на то, что «непонятно, зачем [такие послания] вообще появляются с такой частотой».
Сенатор подчеркнул, что РФ, в отличие от Японии, поступает взвешенно и, не делая публичных громких заявлений, адекватно прорабатывает вопрос о мирном договоре.
«В таких новостях присутствуют ссылки на какие-то источники, а не на самого премьера или министра иностранных дел. Обратите внимание, при этом российская сторона спокойно работает над этим договором, не комментируя текущих шагов.
Я думаю, подобное поведение говорит о том, что терпение японской стороны заканчивается и хочется быстрого результата, но исход может быть только один — признание итогов Второй мировой войны и заключение мирного договора», — отметил он.
Отношения России и Японии на протяжении последних десятилетий усложняет отсутствие мирного договора. Токио претендует на острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, аргументируя это двусторонним Трактатом о торговле и границах 1855 года. В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.
Предполагалось, что документ поставит точку в территориальном споре, японская же сторона захотела получить все Южные Курилы.
Джабаров объяснил, что Токио может претендовать только на заключение долгожданного договора, но ни в коем случае не на российские территории. По его мнению, провокационная риторика Японии может всерьез осложнить весь ход переговоров.
«Ставить умозаключения по документу в зависимость от каких-то притязаний, тем более на российские территории, совсем неприемлемо. Вряд ли Россия примет подобное предложение. Если дело пойдет таким образом, переговоры могут вообще зайти в тупик, но не по вине РФ», — резюмировал Владимир Джабаров.