опубликовано в 19:26 kinoistoria.ru

Извивы Актерской Судьбы: Слава — Алкоголь — Утрата Славы — Нищета

Извивы Актерской Судьбы: Слава — Алкоголь — Утрата Славы — Нищета

22 мая, за месяц до начала Отечественной войны, родился актер, ставший воплощением советского солдата. Речь о Николае Олялине (1941-2009).

Олялин образец для показа — насколько извилист актерский путь, где вершина может в одно мгновение обернуться днищем, чтобы вознести к новой вершине.

Изначально ничего не предвещало, что Олялин актером будет. Выходец с Вологодчины, он моментально выдавал свое происхождение специфическим говором.

Однако, набиравший курс в ЛГИТМиК Алексей Ян в юношу поверил. За три курса он поставил Олялину правильную речь.

Еще во время учебы Николай Акимов пригласил Олялина в Ленинградский театр комедии. Сам актер всю жизнь рассматривал себя как эксцентрика, сетуя, что режиссеры видели его героем.

«Героя», однако, режиссеры видели в Олялине не всегда. И сначала Николай попал если не в руки Акимова, то в команду Исаака Штокбанта, создателя питерского театра «Буфф», с подмостков которого шагнули на эстраду Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Елена Воробей. Уж кто-кто, а Штокбант на гротеске просто специализировался.

Почему же он не увидел комический дар Олялина?

Они сошлись на сцене только что созданного Красноярского ТЮЗа. Штокбант тоже закончил ЛГИТМиК и получил распределение в ТЮЗ на должность главрежа.

В Красноярск распределили и весь актерский курс Олялина. Хлопоты Акимова оставить полюбившегося артиста в Ленинграде не помогли.
Отношения Олялина со Штокбантом не сложились по обыденной причине: Штокбант не давал ему заметных ролей и Олялин разразился эпиграммой: «Искусству нужен наш Штокбант, как на … розовенький бант».

Эпиграмма эта:

А) неоригинальна, используя прием «Искусству нужен…», цитировать не буду, погуглите;

Б) несправедлива, ибо Штокбант ставил спектакли хорошие, пусть и без участия Олялина;

В) дошла до Штокбанта.

Да, эпиграмма дошла до Штокбанта и тот записал Олялина во враги. Тем не менее, даже при таком раскладе Николай умудрился сделать роль полицейского Свистунова в «Ревизоре» Гоголя настолько уморительной и значимой, что об актере заговорили.

Но начавшийся путь комика, прервал ураган славы.

«РОССИЯ МОЛОДАЯ»
Во время развала государства Олялин оказался на Украине. Снятые им как режиссером фильмы «Неотстрелянная музыка», «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть…» (оба 1990), «Воля» (1992) не просто провалились в прокате, они там даже не побывали, став жертвой хаоса.

Наступило дикое, унизительное безденежье.

Олялин говорил:

«Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».

Президент Украины назначил Олялину именную пенсию, но расходов она покрыть не могла, ведь у актера диагностировали врожденный порок сердца и требовалась операция сродни той, что сделали Ельцину. Деньги на нее помог найти главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин.

Из очередной воронки Николая Олялина вытащил Петр Луцик. Сначала он пригласил его в ролики социальной рекламы «Русский проект», а потом снял в фильме «Окраина». Более осмысленной, стильной и культурной постмодернисткой игры на развалинах Советского кино, чем «Окраина» Луцика я просто не знаю. История о мужиках, возвращающих отнятую у них землю, в сказовой манере предупреждает, что терпение русского народа на исходе, и лучше уж вы НАС не доводите.

Сыграл Олялин замечательно.

Популярное в сети