Слухами земля полнится: вот-вот президент произведёт назначения и отставки, которые будут означать окончательную мобилизацию русской внутренней политики и правительства.
Губернаторы военного времени
Политические элиты России наперебой пересказывают слухи об отставках и назначениях ближайшего времени. В этом нет ничего удивительного – всплеск пересудов о том, кого уволят, кого передвинут по вертикали, кого по горизонтали, случается после каждых новогодних каникул. Вернувшиеся из краткосрочных отпусков чиновники и политические деятели обнаруживают, что политика, оказывается, никуда не делась – и для начала обмениваются страхами, сомнениями и надеждами на будущее. В этом году, однако, все происходит не как обычно.
Во-первых, потому, что осенью не было уже привычного «губернаторопада». По весьма уважительной причине, понятной всем причастным ко внутренней политике – идет война.
В условиях частичной мобилизации и необходимости сплочения всех политических сил «вокруг флага», в том числе и в регионах, на своих постах остались даже те губернаторы, которые в другое время уже искали бы себе новую работу. Но сейчас никто не хочет лишний раз волновать избирателей, – поясняют источники Царьграда, близкие к администрации президента.
На Старой площади подчёркивают: внутриполитические задачи в 2023 году стали гораздо сложнее, чем когда бы то ни было на памяти нынешнего поколения администраторов и политтехнологов:
Никто не оспаривает решение начальника – выборы глав субъектов Федерации в 2023 году состоятся по графику, – говорит источник Царьграда. – Но это первые выборы, которые будут происходить в военное время, понимаешь? Сложность задачи сейчас даже трудно себе представить.
Выборы в военное время, как полагают на Старой площади, будут фактически референдумом о доверии власти. Не региональной власти конкретного региона, а власти вообще. И не власти мирного времени – а власти, которая отвечает, в глазах избирателей, за снабжение мобилизованных. За информацию об их судьбе с линии фронта. За то, чтобы люди получали вовремя все положенные выплаты – в том числе и по ранению, и по смерти кормильцев, погибших в боях за Родину.
С другой стороны, та же самая власть отвечает перед избирателями за то, чтобы уровень жизни не снижался относительно довоенного – или снижался незначительно. За сохранение рабочих мест. За неизбежный рост цен в магазинах.
Всё это означает, что задача сохранения популярности губернаторов, которые идут на второй-третий срок, или набора популярности вновь назначенных глав регионов становится и сложнее, и проще одновременно. Проще – потому что всё заслоняет военная повестка. Будем откровенны – именно поэтому губернаторы, настроенные на переизбрание, проводят так много времени в новых регионах России и в воинских частях, где служат жители их регионов. Сложнее – потому что всё сложнее становится в большинстве регионов социально-экономическая обстановка.
Генеральский гамбит
Неявная, но, по слухам, прочная связь с «Вагнером» и лично с Евгением Пригожиным может оказать влияние на судьбу ещё нескольких крупных политических персон. Намедни в телеграм-каналах появилась информация о том, что близкие к Пригожину политтехнологи прекратили работу в Туле и Тульской области. Говорят, что эти специалисты занимались изучением исполнения на территории важных федеральных программ и указов президента и давали по этому поводу советы губернатору Тульской области Алексею Дюмину. Говорят также, что их отозвали не потому, что Евгений Пригожин изменил своё отношение к Дюмину, а, напротив, потому что он весьма уверен в перспективах тульского губернатора.
Ещё в декабре «в московских гостиных» начали обсуждать возможность скорого карьерного роста Дюмина – как минимум до поста федерального министра. Согласно этим слухам, Дюмин должен в скором будущем – то есть примерно до середины марта, когда президент будет принимать решение о судьбе большинства губернаторов, – сменить Дениса Мантурова в Министерстве промышленности и торговли. Если это правда, то во главе Минпромторга окажется военный (Дюмин – генерал-полковник) и, стало быть, Минпромторг превратится на время военных действий в «министерство вооружений».
Это было бы важной вехой мобилизации правительства и вообще государственного управления России.
Что с того?
Обсуждая возможные перемещения больших начальников по вертикали и по горизонтали, важно помнить: о ком бы мы ни говорили, чьи бы перспективы ни оценивали – игроками за шахматной доской эти крупные фигуры могут себя лишь воображать. Игрок в России сегодня только один – это президент России Владимир Путин. И он «ходит» своими фигурами (даже из противоборствующих политических лагерей) по вертикали и горизонтали. Иной раз позволяет одной из фигур «побить» другую. И поражённую снимает с доски.