Европа получила мощный фактор давления в виде остановленного транзита по газопроводу Ямал—Европа, который, вероятно, убедит российских коллег не затягивать процесс сертификации «Северного потока – 2».
Во вторник, 21 декабря стало известно, что физический поток газа по газопроводу Ямал—Европа в Германию приостановлен. Ранее «Газпром» отказался бронировать мощности на прокачку на 21 декабря, напоминает Накануне.RU.
На фоне последних событий стоимость газа на европейском рынке снова стала расти. Цена январского фьючерса на бирже ICE достигла $1800 за 1 тысячу куб. м впервые с октября.
В попытках сдержать цены Евросоюз выбрал почти весь годовой объем поставок «Газпрома». Так, в декабре запасы Польши практически опустели. Об этом заявил эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич в беседе с авторами YouTube-канала «Геоэнергетика Инфо».
Сбить цены так и не удалось, а единственным итогом стало опустошение магистральных газопроводов Польши. Сейчас Евросоюз планирует сократить расход топлива, чтобы с нового года вернуться к ускоренным поставкам энергоносителей, добавил эксперт (цитирует iReactor).
Комментируя сложившуюся обстановку, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что остановка поставок газа в Германию – это «коммерческая история». Он подчеркнул, что это никак не связано с ситуацией вокруг заполнения второй нитки «Северного потока – 2».
Впрочем, на этот счет есть и другие мнения.
Другого языка партнеры не понимают
Аналитик, профессор ВШЭ Евгений Коган по поводу проблем с сертификацией СП-2 допустил, что причиной могут быть какие-либо бюрократические трудности. Разобраться в европейском законодательстве сложно. Однако препоны проекту неизменно возникают в контексте разговоров о санкциях, напрямую не связанных с СП-2.
«Значит, все-таки политика. А раз политика, то решения, принимаемые сторонами, не всегда бывают рациональными», — пояснил Коган. Он предположил, что «Газпрому» надоели проволочки с СП-2, и в этом свете было бы логично начать диалог с европейцами на их же языке.
Послание для ЕС в виде пустых хранилищ было бы достаточно легко читаемым. Ведь надеяться на американский СПГ сейчас не приходится. «Газпром» этой зимой является единственной надеждой Европы не замерзнуть. Но для этого придется запустить СП-2.
Странно, что на фоне проблемы растущих цен акции «Газпрома» не растут, а ЕС продолжает играть на грани энергетического коллапса. На первый момент есть объяснение: подорожание газа «фактически проходит мимо «Газпрома» из-за падения экспорта газа». Насчет упорства ЕС очевидной причиной можно считать курс на санкционное обострение, ради которого «Европа предпочитает жить с запредельно дорогим газом при угрозе холодов». Выглядит это нерационально. «Но на то она и политика, что зачастую простые и удобные всем решения оказываются неприемлемыми по каким-то иррациональным причинам», — резюмировал Коган.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью радиостанции «Говорит Москва» тоже обратил внимание на нерациональных характер поведения европейских покупателей газа. Даже с точки зрения европейского права некоторые решения по СП-2 были совершенно абсурдными.
«Когда «Газпром» подавал заявку датскому регулятору ещё в период стройки, Дания изменила правила регистрации заявок уже после того, как заявка была подана. Нарушили грубым образом известный принцип, что закон не имеет обратной силы», — посетовал эксперт.
Как минимум, здесь на лицо проблема некомпетентности. С другой стороны, если нет желания признавать СП-2, логично «цепляться за каждую запятую», подытожил Константин Симонов.