По его словам, сразу после трагедии под Тверью глава КГБ Белоруссии по личной просьбе Лукашенко связался с «вагнеровцами», чтобы выяснить, какие у них есть проблемы и вопросы. Договорились быть на связи. А пока, как заявляют паблики, имеющие контакты с ЧВК, «никто никуда не уезжает, кроме африканского направления. Никого там ССО не окружало, никому связь не глушили. Ребята не верят в смерть ЕВ, работа продолжается». Как бы в доказательство в Сети появились новые спутниковые снимки из лагеря ЧВК «Вагнер» под Осиповичами, где из палаток выстроили «табуированное слово» – специально для наблюдающих «сверху». Если это не фотомонтаж, конечно. Как известно, американские спутники очень тщательно наблюдают за происходящим в белорусском лагере ЧВК, чуть ли не под лупой пересчитывая их палатки…
По словам Лукашенко, еще с Пригожиным была выстроена система, как будет располагаться «Вагнер» и чем он будет заниматься, сообщил он. При этом Батька отметил, что от «вагнеровцев» в Белоруссии есть конкретная польза. Их боевые навыки очень пригодились в обучении белорусских военнослужащих. И вообще, по словам Лукашенко, в подразделении «железная дисциплина», а местные жители рассказывают о них «удивительные вещи»: «бабушек через дорогу переводят, в магазине сдачу не берут».
Однако в существовании «Вагнера» в Белоруссии есть не только аспект договоренностей с властями этой страны и с президентом Лукашенко лично, но и такой немаловажный вопрос, как финансирование ЧВК. Этой темой занимался лично Евгений Пригожин – без него заточенным на военное дело специалистам ЧВК в этом вопросе придется нелегко.
По мнению политолога из Белоруссии Алексея Дзерманта, перспектива ЧВК «Вагнер» в республике зависит от нового руководства военной компании. «Определенная часть останется в Белоруссии, будет выполнять задачи по обучению и передаче белорусским военнослужащим боевого опыта, – считает эксперт. – Думаю, что эта миссия еще не закончена, и Беларусь останется для «Вагнера» запасной базой, но, видимо, у нас останутся не все активные бойцы. Что касается судьбы бойцов, которые захотят исполнять другие задачи, – это будет решать, конечно, руководство ЧВК. Есть задачи в Африке, а кто-то захочет вернуться в зону СВО уже в формате взаимодействия с Министерством обороны России. Конкретно сейчас мы не можем говорить, кто и куда, в каком количестве, но я обозначил варианты. Все три варианта также могут осуществиться одновременно».
По мнению политолога Андрея Суздальцева, Лукашенко в «Вагнере» заинтересован. «Конечно, ему хотелось бы иметь наемное войско, которое в случае чего заступилось бы за Белоруссию. Но проблема в другом: «Вагнер» – игрушка дорогая. Сотрудник ЧВК получает зарплату, равную зарплате белорусского министра. Естественно, возникает вопрос, кто будет все это оплачивать. Сейчас в Белоруссии осталось 2-3 тысячи наемников, без тяжелого оружия. Думаю, что одна часть вернется в Россию, а с другой будут заключены контракты о работе в Африке. Думаю, что к октябрю «Вагнера» в Белоруссии вообще не останется».