опубликовано в 11:24 aif.ru

«Мы не нужны Киеву». Морпех ВСУ рассказал, о чём думает 17 месяцев в плену

«Мы не нужны Киеву». Морпех ВСУ рассказал, о чём думает 17 месяцев в плену© / Prostock-Studio / istockphoto.com

В апреле 2022 г. на территории завода «Азовмаш» попала в окружение 36-я бригада морской пехоты ВСУ. Оружие сложили почти 1500 человек. Среди них уроженец Мариуполя, командир противотанкового взвода Анатолий Рудзят. С пленным военнослужащим специально для aif.ru поговорила военкор «Блокнота» Изабелла Либерман.

«Думали, что допросят и расстреляют»

Изабелла Либерман, aif.ru: — Как вы оказались в украинской армии?

Анатолий Рудзят: — Я пошёл на срочную службу в 2016 г. Затем подписал контракт. Наша бригада с начала Минских соглашений стояла на линии соприкосновения.

— Расскажите про обстоятельства попадания в плен.

— Наша бригада занимала оборону на территории завода «Азовмаш». Изначально у нас стояла задача — осуществить прорыв к городу Волновахе. Прорыв не удался, и мы попали в окружение. Руководство бригады до последнего было уверено в том, что нас деблокируют, но когда ситуация с питанием и водой стала усугубляться, было принято решение о сдаче в плен.

— Что происходило дальше?

— Если честно, мы думали, что нас допросят и расстреляют. Но, к удивлению, к нам отнеслись гуманно. Предоставили кровати, одеяла, матрасы. Дали возможность помыться и накормили горячей едой. Это стало для нас всех шоком.

Дурман пропаганды

— Конфликт в Донбассе тянется с 2014-го. Как на Украине относились к тому, что мирное население региона постоянно подвергалось обстрелам со стороны ВСУ?

— По-разному. Кто-то смотрел на это кровожадными глазами, призывая убить всех. Так работал дурман телевизионной пропаганды. Ведь обыватель не понимает, что снаряды несут смерть не только военным, но и гражданским. Причём в любом военном конфликте больше всего зачастую страдают именно простые люди. Конечно, были и те, кто осознавал, что происходит, и не одобрял действия властей.

— На ваш взгляд, почему началась спецоперация?

— Я думаю, поводом послужил не только территориальный спор вокруг Крыма и Донбасса, но и выступление Зеленского на саммите, где он пригрозил ядерным оружием и обещал форсировать процесс вступления Украины в ­НАТО. Россия просто не могла этого допустить из-за угрозы, которую НАТО представляет для неё.

— Верили украинские граждане в мир, когда выбирали Зеленского?

— Конечно. Зеленский шёл на выборы с миром. Это было его главным предвыборным обещанием.

— Украина до сих пор стремится в НАТО. К кому вообще страна ближе, на ваш взгляд? К России или к странам — членам альянса?

— У России и Украины общая история, культурное пространство, общая победа в Великой Отечественной войне. Мы фактически один народ.

Мысль, преследующая каждый день

— Вы уже 17 месяцев в плену. В чём причина того, что всё это время вас не обменивают?