опубликовано в 09:18 lenta.ru

«Мы обязаны знать цену нашей Победы» Сколько людей на самом деле потерял СССР в Великой Отечественной войне?

«Мы обязаны знать цену нашей Победы» Сколько людей на самом деле потерял СССР в Великой Отечественной войне?Фото: Лев Поликашин /

Историк Павел Полян рассказал о том, как в СССР менялись цифры демографических потерь страны в Великую Отечественную войну и почему, на его взгляд, нынешние статистические данные еще нельзя считать окончательными.

Великая Отечественная война закончилась 78 лет назад, но до сих пор доподлинно неизвестно точное число ее жертв. Почему Сталин скрывал от народа потери СССР во Второй мировой? Как правильно подсчитать настоящие военные потери нашей страны и когда наше общество сможет осознать реальные масштабы демографической катастрофы середины XX века? На эти и прочие вопросы попытался ответить автор доклада «Унесенные смертью… О потерях СССР в Великой Отечественной войне», состоявшегося в рамках научного семинара «Демографические вызовы XXI века» в Институте демографии имени А.Г. Вишневского Высшей школы экономики, доктор географических наук, профессор, директор Мандельштамовского центра Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Павел Полян. «Лента.ру» публикует главные тезисы его выступления.

Подсчеты потерь

В волшебном мультфильме Юрия Норштейна «Сказка сказок» есть две сцены — два тура танцев под качающимся от ветра фонарем и под звуки танго «Утомленное солнце», великого танго слез. Сцена первая — прощание девчат с их мобилизованными в армию парнями; они же листья, срываемые ветром с деревьев и уносимые прочь под перестук колес воинских эшелонов. Вторая сцена — возвращение кавалеров с войны, а лучше сказать — невозвращение, потому что целыми и невредимыми вернулись и вновь танцуют лишь двое, есть и третий — гармонист без одной ноги. К остальным барышням все летят и летят под тусклым фонарем похоронки, и они как застыли в первой сцене, так и стоят как вкопанные. Горе, трагедия, тоска и боль…

Точнее, символичнее и монументальнее суть темы потерь СССР во время Великой Отечественной войны, кажется, и не выразить.

1/1Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Российская Федерация, Белгородская область, село Подольхи, мемориальный комплекс «Прохоровское поле» Фото: Юрий Кавер / РИА НовостиТема потерь — широчайшая, даже бесконечная, в ней десятки аспектов и тысячи нюансов, от методологии и методики учета и счета до цифр и статистики

Этой темой упорно занимались и до сих пор занимаются десятки специалистов, главным образом демографы, историки, архивисты, начиная от патриарха демомилитаристики Бориса Цезаревича Урланиса. Важнейшей ее считал и Анатолий Вишневский, памяти которого посвящается этот доклад. А самой этой теме было бы неплохо посвятить специальную научную конференцию.

Мы обязаны знать цену нашей Победы. Но однозначные цифры ни армейских потерь, ни потерь мирного населения нашей страны установить невозможно, тем более с точностью до десятков и единиц. Важно понимать их условность, но и их необходимость для подключения демографического инструментария. И надо привыкать оперировать «вилками» — интервалами от и до, постепенно сужая эти границы, если получится.

Иначе говоря, и без войны люди все равно бы умирали, хотя и не в таком количестве. Отбросив рассчитанную естественную смертность в годы Великой Отечественной в 11,9 миллиона человек и добавив детскую сверхсмертность за те же годы в 1,3 миллиона человек, специалисты вышли на грамотно сбалансированную цифру потерь СССР в 26,6 миллиона человек.

Да, в этой цифре каждая ее составляющая безымянна, но каждая увязана с другими данными и прошла через сложные операции взаимоувязки. Сводная цифра советских потерь в годы Великой Отечественной в «почти 27 миллионов жизней советских людей» была впервые обнародована президентом СССР Михаилом Горбачевым в 1990 году в докладе к 45-летию Победы.

1/1Церемония захоронения останков 3720 солдат и офицеров в деревне Мясной Бор Новгородской области, местность рядом с которой прозвали Долиной Смерти. Там в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов шли ожесточенные и кровопролитные бои. РСФСР, 23 мая 1989 годаФото: А. Орлов / РИА Новости

Потом она получила почти каноническое признание при Борисе Ельцине, повторившем ее в 1995 году в своей речи в честь 50-летия Победы. Но к тому времени эта цифра получила исчерпывающее обоснование в научных публикациях 1993 и 1995 годов.

Что представляет собой цифра 26,6 миллиона человек? Ее структура такова: 8,7 миллиона человек составляли прямые безвозвратные боевые потери РККА, а остальные — стало быть, 17,9 миллиона человек — потери мирного населения.

Это 16 процентов всего населения СССР, то есть каждый шестой

Три четверти составляли мужчины, из которых более половины — когорты военнообязанных возрастов. Вероятность остаться по окончании войны в живых для мужчин, шагнувших в нее в возрасте от 15 до 34 лет, была выше по сравнению разве что со стариками от 65 лет и более.

Методика подсчета генштабовской комиссии генерал-полковника Григория Кривошеева выглядела довольно солидно, поскольку сводила воедино десятидневные фронтовые донесения о потерях на всех уровнях. Однако ее подозревали в манипулятивности, и она опиралась на низкое качество первичной статистики. Как персональный, так и списочный учет потерь в Красной армии был ниже всякой критики, особенно в начальный период Великой Отечественной. «Медальоны смерти» в Красной армии ввели не сразу, носили их не все — они считались дурной приметой. Солдатские книжки появились с еще бóльшим опозданием. Поэтому учет личного состава в войсках был далеко не блестящий не только в самом начале войны, но и на всем ее протяжении.

1/2Фото: ТАСС2/2Участницы пленума Комитета советских женщин во главе с его председателем, летчиком-космонавтом Валентиной Терешковой возлагают цветы на Могилу Неизвестного солдата в Александровском саду. Москва, 1 июля 1968 годаФото: Александр Моклецов / РИА Новости

Еще одна проблема подсчетов комиссии Кривошеева — непонятно, как фиксировалась вторичная мобилизация (то есть мобилизация освобожденных советских граждан призывных возрастов на ранее оккупированных территориях, а также репатриируемых военнопленных и гражданских принудительных рабочих) в конце войны, осуществлявшаяся главным образом не через военкоматы, а прямо в частях. Другая серьезная проблема — перебежчики и военнопленные, которые (за вычетом евреев и комиссаров) оседали в немецком «Архипелаге Дулаг» (не путать с «Архипелагом ГУЛАГ»).

Окруженцы и дезертиры массово растворялись среди гражданского населения, немало таких бывших военнослужащих оказывались потом в Германии в качестве остарбайтеров, но большинство из них воевало на той или иной стороне в качестве полицаев или партизан. Но их всех текущий учет сбрасывал в графу «без вести пропавшие». Поэтому многим специалистам было очень трудно поверить в предлагаемую Кривошеевым цифру 8,7 миллиона безвозвратных боевых потерь — настолько явственно торчали из нее заниженные данные, например, по смертности военнопленных.

Архивные тайны

Как тут быть? Есть ли иные способы выйти на более реалистичную цифру человеческих потерь нашей страны в годы Великой Отечественной, особенно спустя столько лет после ее окончания?

В Подольске, в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО), хранится уникальный учетный материал — сводная картотека безвозвратных потерь рядового и офицерского состава. В ней сошлись учетные данные и Красной армии, и вермахта, и сплошного подворового опроса, проводившегося военкоматами в 1946-1947 годах.

1/1Дети возлагают цветы к Вечному огню и братской могиле погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Украинская ССР, Донецкая область, Славянск, 1975 годФото: Борис Бабанов / РИА Новости

Многолетний сотрудник ЦАМО и историк-энтузиаст Сергей Ильенков в 1990-е годы частично обработал этот массив данных (18 букв алфавита из 33-х) и насчитал 13,5 миллиона погибших, пропавших без вести и умерших от ран и болезней красноармейцев.

Если к этим промежуточным данным добавить сведения аналогичных картотек по потерям Военно-морского флота СССР в 150 тысяч человек и примерно 350 тысяч человек в архивах внутренних и пограничных войск НКВД и партизанских соединений, то можно выйти на цифру безвозвратных боевых потерь СССР в 14 миллионов человек. Это не окончательный, а промежуточный результат, который может служить временным минимальным ориентиром, но уже это на 60 процентов выше данных генштабовской комиссии Кривошеева.

Наверное, нет в нашей стране такого человека, кто не слышал бы про обобщенный электронный банк данных (ОБД) «Мемориал», заработавший в 2007 году. Миллионы людей нашли там сведения о своих погибших на войне родственниках. Удовлетворить эту гуманитарную потребность и есть главная задача ОБД «Мемориал».

1/1Портреты жертв нацизма в одном из зданий бывшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. Польша, Освенцим, 26 января 2023 годаФото: Omar Marques / Getty Images

Он и сейчас непрерывно пополняется не из карточек именной картотеки, а непосредственно из первичных учетных материалов: первичных донесений о потерях, данных из военно-медицинского, военно-морского и прочих архивов.

На сегодняшний день в ОБД «Мемориал» заведено 36-38 миллионов записей из архивных документов

Но назвать хотя бы примерное число индивидуальных карточек, то есть установить базовую величину потерь с учетом неизбежных случаев дублирования — это вторичная задача по сравнению с гуманитарной миссией этого проекта, которая будет решаться потом.

Исследования Ильенкова в ЦАМО были продолжены его коллегой Владимиром Елисеевым, и его вызывающие доверие расчеты безвозвратных боевых потерь достигли цифры в 21,3-21,5 миллиона человек. Но в таком случае на гражданские потери остается 5,3 миллиона человек, что существенно меньше даже оценки ЧГК 1946 года в шесть миллионов человек, а такого просто не может быть. Это подвергает сомнению ставшую за 30 последних лет канонической цифру общих потерь страны в 26,6 миллиона человек.

Вполне возможно, что на следующем витке истории нам или нашим потомкам придется привыкнуть к новой сводной цифре военных потерь СССР примерно в 31- 33 миллиона человек

Окончательно решить эту дилемму позволит синтез демографо-балансного подхода с учетно-статистическим, о чем уже говорилось в самом начале доклада. Когда ОБД «Мемориал» сможет выдать поименное число задокументированных безвозвратных боевых потерь, необходимо будет провести перерасчет прежних цифр и допущений с учетом новых данных.

Великая Отечественная война закончилась 78 лет назад, но мы до сих пор не знаем точно, сколько жизней она унесла. Когда возникнут подходящие условия, когда откроются все архивы, а ОБД «Мемориал» обработает все учетные материалы и создаст сводный именной регистр безвозвратных боевых потерь, нас ждут новые открытия.

1/1Ветеран Великой Отечественной войны Давид Душман, участвовавший в 1945 году в освобождении узников нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим), во время поминальной церемонии у советского военного мемориала на улице 17 июня. Берлин, Германия, 8 мая 2015 годаФото: Imago stock&people / Globallookpress.com

Учеными, занимающимися этой темой, движет не только научный интерес, не только желание обогатить инструментарий исторической и демографической наук, но и гражданский долг по отношению к десяткам миллионов людей, сложивших свои головы ради биологического рождения и физического существования всех нас, ныне живущих.