Русская армия расширяет прорыв к Купянску, на Днепре воюют дроны, на Запорожском направлении враг сыплет «кассетами». Что происходит в зоне спецоперации и не попало в официальные сводки.
Бои по колено в холодной воде
Плацдарм в Крынках по-прежнему удерживается украинскими силами. Возникает ощущение, что русское командование и не особо стремится сбросить здесь врага в Днепр. На том берегу он сможет укрыться. Ну а пока в Крынки прибывают мелкие группы украинской пехоты, они там же и гибнут под огнём русской артиллерии. Плацдарм «небратья» расширить не могут, но постоянно кидают туда резервы, которые накопить не удаётся — слишком высоки потери ещё на подходах.
«Посты наблюдения на островах в пойме реки Днепр — частично за противником, частично — за нашими войсками. В условиях отсутствия растительности и невозможности отрыть позиции из-за воды, нахождение наших войск далеко не на каждом острове имеет смысл. Противник держит малые группы пехоты как раз на «неудобных» позициях, по которым бьют дронами», — сообщают на основании своих источников авторы телеграм-канала «Два майора».
Война дронов идёт с переменным успехом. Сообщается о появлении их большого количества у украинцев, но не на этом участке фронта. Русские операторы дронов только на Днепре уничтожили за сутки три лодки, блиндажи, автомобиль. Сбито свыше полутора десятков украинских дронов, включая мелкие FPV, «Лелеки» и тяжёлые «Бабы Яги».
Прорыв у Табаевки
На Купянском направлении между тем дела у русской армии обстоят максимально благополучным образом. Вчера Минобороны России официально сообщило о взятии Табаевки, это ещё одно село на пути к Купянску.
«С потерей Табаевки вырисовывается крайне любопытная картина. Если подразделения ВС РФ пробьются дальше в сторону Песчаного, то в полукольце останутся Кисловка, Котляровка и Степовая Новосёловка. Эти сёла стоят на возвышенности и стратегически важны для ВСУ с точки зрения боевой устойчивости линии обороны. Однако о немедленном отходе с позиций из-за потери Табаевки и гипотетической потери рубежа Кисловка/Котляровка речь пока не идёт. Почти наверняка ВСУ попытаются восстановить утраченные позиции, поскольку в этом районе у ВСУ находятся 16 различных соединений», — пишет телеграм-канал «Военная хроника».
Резервов здесь у украинцев предостаточно, так что сдавать высоты и отступать дальше к Купянску они начнут, скорее всего, очень нескоро. А вот если украинский генералитет решит, что нужно высоты оставить — сейчас их мощно накрывает русская артиллерия и авиация, противник несёт потери, отступать им придётся далеко.
«Откат с позиций в Кисловке и Котляровке, за которые сейчас идут бои, будет означать, что плотный артиллерийский огонь и работа оперативно-тактической авиации ВКС РФ будут перенесены западнее и основная линия боевых действий может переместиться в район Новоосиново/Куриловка. Между этими сёлами и участком Табаевка — Кисловка — Котляровка фактически нет рубежей, на которых ВСУ смогут оказывать длительное сопротивление», — добавляет «Военная хроника».
Позиционные сражения
На остальных направлениях фронта бои пока имеют затяжной характер без особых успехов с обеих сторон.
«На Лиманском направлении ВС РФ незначительно продвинулись в направлении к Ямполовке. В лесах под Кременной стороны ведут позиционные боевые действия, по укреплениям ВСУ работают РСЗО и артиллерия», — пишет «Рыбарь».
«На Запорожском фронте у Вербового ЛБС (линия боевого соприкосновения) без изменений, враг бьёт кассетными боеприпасами и наращивает активность дронов. У Работино авиация ВС России работает ФАБами. На Авдеевском направлении ВСУ неделю контратакуют в районе занятого ВС России укрепрайона «Царская охота». У фильтровальной станции наши войска с боем заняли позиции противника», — добавляют «Два майора».
Огнемёты под Угледаром
Командир расчета тяжёлой огнемётной системы «Солнцепёк» 29-й армии группировки «Восток» с позывным «Ефим» заявил о существенном продвижении русских войск под Угледаром.
«Последние пару месяцев особенно ощутимо продвижение, далеко вперед продвинулись. Плотная взаимная работа. Сначала мы отрабатываем, затем ребята заходят в уже подготовленные нами «опорники», — сообщил корреспонденту ТАСС командир.
«Ефим» рассказал, что «Солнцепёки» работают очень быстро — во избежание губительного ответного огня. Выходят на позицию, отстреливаются, находясь там не более 3,5 минуты. Машины вполне манёвренные и проходимые, так что со скоростью у них проблем нет. За столь короткий срок самоходный огнемёт не успевают отследить вражеские дроны.
По словам русского командира, в последнее время на Угледарском направлении наблюдается высокая активность дронов врага. А вот артиллерийских обстрелов стало намного меньше — противник экономит снаряды или «поизрасходовал» орудия.
Взаимные обстрелы
Враг ещё раз нанёс удар по Донецку. Опять РСЗО, не прицельно. Погибли мирные жители.
«Характерной для … становится практика сбросов с БПЛА боеприпасов на гражданское население. При этом операторы дронов ВСУ видят, куда метают свои смертельные снаряды. Идёт целенаправленный террор населения», — пишут «Два майора». Такие обстрелы производились врагом в Белгородской, Курской и Брянской областях.
Кроме того, украинская армия предприняла ряд не слишком удачных атак дронами по топливно-логистическим узлам в глубине русской территории. Наши ответили очередным ночным ракетно-дроновым ударом. Били по военным и критическим инфраструктурным объектам в Киевской, Черкасской, Полтавской, Харьковской, Николаевской, Одесской, Днепропетровской и Сумской областях.
Войне дронов конец?
Военные эксперты отмечают, что использовать дроны в ходе СВО становится всё труднее. Украинцы начали активно применять системы РЭБ, эффективность русских операторов упала. Но тут русская армия пока на шаг впереди противника. Утрату такого преимущества, как нанесение высокоточных ударов беспилотниками, русские уже осознали и принимают меры.
В конце 2024 — начале 2025 годов тактика военных действий в зоне СВО изменится. Инсайдеры отмечают, что русские войска семимильными шагами готовятся к изменениям в то время, пока армия нашего противника не успевает за развитием ситуации.
Как отмечает один из крупнейших инсайдерских телеграм-каналов наших недругов «Легитимный», к концу 2024 преимущество дронов в зоне СВО окончательно угаснет. В этому времени снова будут востребованы классические виды вооружений: артиллерия и авиация, которые требуют огромного количества снарядов и бомб. Такие данные «Легитимному» «слил» источник из военного ведомства противника.
При этом телеграм-канал отмечает, что уже сейчас русская армия готовится к тому, что в каждом окопе будет стоять своё собственное средство радиоэлектронной борьбы. Наши войска постоянно меняют схемы своих дронов. В ход идут не только новейшие виды электроники и собственные разработки, но и искусственный интеллект, в создании которого русские исследователи в последнее время продвинулись далеко вперёд. Выглядит это так, что оператор направляет дрон в условный квадрат, и тот уже сам выбирает цель для удара. И таким беспилотникам совершенно не страшны вражеские РЭБ, которые со временем не меняются. Запад не усовершенствует технику, поставляемую нашим недругам. А собственной промышленной базы для такой работы у наших врагов как не было, так и нет.
В связи с этим стоит напомнить резонансную статью главного генерала наших противников, которая вышла в журнале The Economist осенью 2023 года, аккурат после провала «наступа». В ней он говорит, что ситуация на фронте стала тупиковой, и армии требуется вооружение принципиально нового характера, чтобы переломить ситуацию. И пока генералы недругов ноют, что Запад не поставляет им супероружие, русские шаг за шагом производят революцию в военном деле. Наша армия не только наступает, но и совершенствуется. Чего не скажешь о противнике.
Дроны стали главной ударной силой в самом начале СВО. Первые месяцы противники активно использовали турецкие беспилотники «Байрактар», которые считались главной силой их армии. Об этом виде вооружений в зоне СВО уже давно ничего не слышно. В 2022 году недруги пугали Россию контактами с Турцией и планами построить завод по производству дронов на своей территории. Сейчас о контактах недругов с Анкарой и вовсе ничего не слышно.
Ситуация изменения тактики СВО, когда классическая артиллерия снова обретает решающее значение, будет дорого стоить нашим соперникам. Запад так и не смог наладить массовый выпуск этой военной продукции, а сами недруги так и не смогли поднять из руин свою военную промышленность.