О таком дедушке, как у Яна и Германа, пожалуй, мечтает любой мальчишка. Ведь вместе с ним ребята исколесили на велосипедах чуть ли не полстраны. Золотое кольцо, Кучугуры… А этим летом аж до Мурманска доехали. Ночевки в лесу и заброшенных церквях, вода из ручья — это, конечно, мало похоже на привычный отдых ребенка, но зато впечатлений — море. Дедушка и юные велосипедисты рассказали о своих приключениях.
«Безумный дедушка»
— Многие задают вопрос: «Почему ты едешь?» Я говорю: «Чтобы люди поверили в свои силы, чтобы проснулись утром — толстые, жирные, неуклюжие, ослабленные, — собрались и поехали. Начали как-то шевелиться и поверили в себя, — говорит Виталий Никитин, дедушка Германа и Яна.
Когда в школе детям задали сочинение на тему «Как я провел лето», один из внуков написал: «Есть у меня безумный дед, которому не сидится дома. И вот он потащил нас с собой»…
— С чего все началось? Да ни с чего. Просто решили: не поехать ли нам покататься? — рассказывает Виталий Викторович. — У ребят были навыки, физическая подготовка, они у нас занимаются кикбоксингом, даже есть награды, достижения. Их мама Полина, когда была в декрете, сама их, маленьких, научила плавать. Гера как сошел с коляски — сразу побежал. Вот утром делаем зарядку — я не могу столько отжаться, сколько они. Правда, пока мы были в походе, они отучились отжиматься, немножко подослабли — сейчас наверстывают. А велосипеды… Вообще наша семья перебралась в Москву с Дальнего Востока, и вот когда я ехал сюда на машине, вез только книги, гладильную доску и велосипеды — Яна и свой. Катался там — и тут дети рано начали кататься на велосипедах, на роликах.
В свой первый велопоход Виталий Викторович с ребятами отправились в пандемию в 2020-м, когда всех посадили на карантин. Гере тогда было семь, а Яну — девять. Но сначала стали ездить тренироваться — как выражается дедушка ребят, грязь месить.
— Везде все было закрыто, но мы тихонько просачивались в лес. Почему грязь месить? Потому что в такой ситуации, когда тяжело и грязно, дети закаляются, — объясняет он. — Когда в первый раз пошли, они, конечно, плакали, рыдали — потому что падали. А потом привыкли к этому и теперь уже не обращают внимания на падения. После того как всей семьей переболели, чтобы уйти от этой пандемии, сели на колесо и поехали по Золотому кольцу. Поскольку детям до 14 лет нельзя по дороге, да и опасно, ехали по грунтам — леса, поля, болота, ручьи все были наши. То есть людей не видели — видели животных.
— А ночевали где?
— В лесу!
— В палатках?
— Нет. Мы попробовали палатку на даче — неудобно, и мы решили ночевать в спортивном гамаке. Он из парашютной ткани, сверху москитная сетка. А над гамаком натягивается тент. Под ним можно и ходить спокойно, и вещи свои повесить, и сухие дрова ставить, и велики. Когда ехали по Золотому кольцу, 10 дней погода была дождливая. В палатке мы не чувствовали бы себя комфортно, а так одним тентом накрывали велосипеды, а под вторым у нас гамаки висели. Да и спать так удобнее, чем в мешке на земле, — не чувствуешь ни кочек, ни камешков. Перед отъездом сделали прививки. Но вообще, когда висишь в гамаке, не боишься ни насекомых, ни змей, ни животных.
Плакали, но ехали
От такого путешествия дети пришли в восторг, а дедушке только этого и надо — он стал прорабатывать для ребят новые маршруты. А пока планировал следующее путешествие, устраивал тренировки в городе.
— Накатывали до 100 километров — ездили по улицам, по тротуарам, рассказывает Виталий Викторович. — Это для того, чтобы учиться преодолевать самые разные препятствия, чтобы они привыкали к окружающей среде, чтобы понимали, что, например, на тротуаре находятся не только они, а еще и пешеходы, и что с ними нужно вести себя аккуратно — никого не задеть. Отдельно обучались ездить по дорогам с машинами, ведь это особая способность. И на тротуаре особая специфика. Люди перемещаются не организованно, человек идет и может неожиданно повернуть, встречаются другие велосипедисты, самокатчики.
Когда с детьми едем, я их учу так: если попадаются какие-то неадекватные люди, реагируйте спокойно. Если пожилой человек начинает бурчать, можно перевести все в шутку. Например, я на это могу сказать: «Ой, смотри, хулиганье! Раскатались здесь на велосипедах». Люди сразу начинают улыбаться. Еще правило: не грубить, не дерзить. А звонок нужен только для того, чтобы не отпугнуть человека, а предупредить, что сзади кто-то едет. Чтобы не было этих неожиданных поворотов и перемещений, метаний поперек дороги.
Кстати, хотя при переходе дороги велосипедисту положено идти пешком, опыт дедушки и внуков показал, что при путешествиях с багажом это нереально, ведь на велосипедах висят тяжелые веломешки.
— Сначала, когда мы тренировались, я тоже внукам говорил: надо переходить пешком. Но вот однажды, когда мы ехали на Красную площадь, мелкий упал на дорогу и не мог поднять велосипед. И что мне надо сделать? Я иду со своим велосипедом с вещами, не могу его бросить, внук со своим велосипедом посреди дороги и не может поднять. Он растерялся, испугался, сопли, слезы. Поэтому мы выбрали такую тактику: перекресток надо переезжать. Только делать это быстрее и всегда ждать, когда загорится свет для пешеходов.
После таких тренировок можно было и в дальний путь отправляться. Дальний и тяжелый. Как вспоминают путешественники, в лесу им приходилось толкать велосипеды буквально по колено в грязи.
— Не плакали? — обращаюсь к мальчикам.
Те отрицательно качают головами.
— Как это не плакали? Конечно, плакали! — возражает дедушка. — Ведь в лесу мы стараемся выбирать самые непролазные места. Желательно по тропинкам, но нам иногда приходилось ехать и по бурелому, когда мы таскали на себе велосипеды. Переходили через реки, огромные бревна. Дети, конечно, плакали. Вначале всегда тяжело.
А еще дедушка учил ребят хлестать себя по телу крапивой — чтобы кожа раздражалась и привыкала к укусам. В итоге в походе мазался жидкостью от комаров только Виталий Викторович, а закаленные Гера и Ян уже не обращали на укусы внимания.
— Кстати, есть такой секрет для туристов: перед тем как остановиться на ночь в лагере, нужно переодеться из мокрой одежды в сухую, повесить сушиться и помазать себя средством от комаров.
Выживать в лесу научился в Приморье
Навыки по выживанию в лесу дедушка ребят приобрел еще на Дальнем Востоке, когда работал учителем географии. Он часто водил учеников в походы, причем брал с собой и сына, которому тогда и года еще не было (носил его в специальном рюкзаке).
— Однажды, когда ходили в поход зимой, я помог своему ученику, — вспоминает он. — Мы пришли на зимовье, преодолев пешком 47 километров. У всех вспотели ноги, и я сказал ребятам: «Сушите носки на груди». Потому что повесишь возле костра — они сгорят, а подальше — либо не высохнут, либо спарятся. Так вот когда встретились с ним лет 30 спустя, оказалось, этот совет ему помог в аналогичной ситуации в армии. Когда он свои портянки начал сушить на груди, над ним стали все смеяться, но утром все проснулись с мокрыми, а он с сухими. И на следующий день на груди сушили уже все. Этот секрет я узнал от отца.
Вместо колы — квас