опубликовано в 12:20 tsargrad.tv

Нас снова грабят: ЦБ и Минфин вышли на новый этап пенсионной аферы

Нас снова грабят: ЦБ и Минфин вышли на новый этап пенсионной аферы

Сколько было сказано слов, сколько рапортов и отчётов было озвучено, но факт остаётся фактом – интеллектуальные импотенты, которые становятся шулерами, неспособны провести эффективную пенсионную реформу. В ближайшее время мы станем свидетелями финального аккорда беспрецедентной аферы в новейшей истории России.

Бессменными авторами всех проводимых пенсионных реформ в России являются чиновники ЦБ и Минфина. Уже давно понятно, что эти «слуги народа» неспособны развернуть в лучшую сторону ситуацию в этой социально важной сфере. Когда первый раз чиновники своровали, простите, «заморозили» наши пенсионные накопления, стало понятно, что «дело пахнет керосином». Ведь из наших карманов изъяли более 3 трлн рублей. Чиновники раньше говорили, что это временная мера, но, как известно, «ничего нет более постоянного, чем временное». Понимая это, чиновники ЦБ решили сообщить нам, что в ближайшие три года т. н. институт накопительных пенсий может быть законодательно демонтирован.

Сейчас нет дискуссии относительно разморозки [накопительной части пенсии]. Президент подписал очередные три года, я думаю, что за эти три года институт будет демонтирован в регулировании, в законодательстве. Институт – я имею в виду перечисление бюджетом средств на накопительные счета граждан. То, что осталось на этих счетах, никуда не денется, а вот новые деньги по этому каналу не пойдут,

– заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Все обратили внимание на слова о демонтаже института накопительных пенсий, но, на мой взгляд, в этих словах есть другой, более важный, ключевой момент – демонтаж займёт три года. Что это означает? А то, что в течение этого периода наши работодатели будут перечислять за нас деньги в ПФР, но мы их никогда не увидим, потому что до 2023 года эти средства вновь «заморожены». Соответствующий закон уже принят в России.

А что же было причиной? Почему у нас вообще пытались перейти к этой накопительной пенсионной системе? Причина была очень простая – это просто жадность финансистов, они видели эти деньги пенсионеров, они говорили: почему эти деньги не в нашем распоряжении, что значит – выплачивать пенсию пенсионерам нынешним за счёт пенсионеров будущих? Это что получается, деньги от одних берутся, другим отдаются. А где в этой схеме банки? Почему в этой схеме нет нас, говорили они. И лоббировали свою реформу, которая, как выяснилось, не может работать, нельзя ничего обеспечить, то есть можно, конечно, наобещать много, можно деньги людей собрать, но сделать эффективную, работающую систему не получится. Во-первых, потому что финансовые структуры людям если нужны, то они дорогу к ним находят без специальных государственных реформ. То есть богатому россиянину не нужна накопительная пенсионная система для того, чтобы вкладывать деньги в ценные бумаги, например. Или в бизнес своего друга и иметь там долю. Не нужна ему специальная реформа для этого. Вот в чём, собственно говоря, проблема,

– считает политолог Василий Колташов.

Действительно, в этом суть проблемы, которая «разрывает на куски» всю пенсионную систему России. Без аферы с «заморозкой» накопительного компонента и прямых трансфертов из федерального бюджета ПФР неспособен выполнять даже текущие пенсионные обязательства. И вот в этой ситуации, когда беспрецедентная пенсионная афера близка к своему концу, когда подорвано доверие между государством и гражданами в этом вопросе, ЦБ и Минфин решили предложить нам новый тип индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Как заявляют на Неглинной, это «некая альтернатива накоплениям на длительный срок, которая имеет достаточно серьёзный налоговый стимул».

Счёт первого типа предлагает налоговый вычет на взносы, которые не превышают 400 тыс. рублей в год. Таким образом, максимальный вычет составляет 52 тыс. руб. Счёт второго типа освобождает от НДФЛ доход, полученный от торговли акциями, облигациями, деривативами. Правда, внести на этот счёт можно не более 1 млн руб. в год. Однако чтобы получить вычет, необходимо иметь хорошую доходность. Для ИИС нового типа минимальный срок, который даёт право на получение налогового вычета, – десять лет. Налоговый вычет по НДФЛ можно будет оформить через работодателя на средства, которые будут ежемесячно вноситься на счёт. Правда, перечисления ограничат 6% дохода.

Можно было бы рассмотреть этот вариант, если бы государство своими предыдущими решениями полностью не дискредитировало саму идею партнёрства с гражданами страны. После «заморозки» пенсионных накоплений, которые люди формировали в рамках предыдущей программы, ни о каком доверии не может идти речь.

Предложить ещё раз гражданам вынуть деньги из своего кармана вряд ли кто-то сейчас решится. На носу выборы 2021–2024 годов. Это во-первых. Во-вторых, как показала система обязательного накопительного пенсионного страхования, достигнуть какой-то устойчивой цифры, которая обеспечивала бы безбедное существование человека за счёт собственных отчислений, представляется крайне маловероятным,

– говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Очевидно, что на данный момент предложенный очередной вариант пенсионной реформы малопривлекателен для российских граждан. Здесь и отсутствие доверия, и минимальные фискальные стимулы, а самое главное – непредсказуемость принимаемых на государственном уровне решений. Кто гарантирует, что следующее правительство не изменит правила формирования пенсионных накоплений, а ЦБ не проведёт очередную девальвацию рубля, как это уже было в предыдущие годы с накопительным компонентом?

«Эта система не выполняет своих функций. За десять лет, которые она просуществовала, эффективность этой системы показала себя очень низкой. В основном, это было связано с тем, что отсутствуют инвестиционные механизмы в стране, и получить реальный финансовый эффект от пенсионных накоплений не удаётся. Люди будут, в основном, терять свои финансовые средства от инфляционных процессов, а инвестиционными процессами они не будут компенсированы. Вот это, наверное, те основные аргументы, которые использует правительство при переводе системы обязательной накопительной системы в систему добровольного страхования. Дальше уже будут негосударственные пенсионные фонды пытаться реализовать эту систему. Но у них тоже возникает та же самая проблема, что и у государства. Сегодня в государстве нет того объёма необходимых инвестиционных механизмов, которые смогли бы поглотить всю ту денежную массу, которую негосударственные пенсионные фонды будут собирать с населения для инвестирования. А эти средства, которые в результате будут получаться, сопоставимы с бюджетом страны. Это несколько триллионов рублей. И ясно, что сегодняшний рост ВВП достаточно отчётливо и красочно говорит о том, какой можно получить общий инвестиционный доход на эти средства, это будет порядка полутора-двух процентов. То есть явно это не будет покрывать те инвестиционные процессы, которые сегодня существуют», – считает кандидат экономических наук Константин Добромыслов.

Нам нужны серьёзные изменения в системе пенсионного обеспечения, но в их основе должно быть доверие – доверие между гражданами и государством. Это ключевое решение возникших проблем. Однако вернуть доверие очень сложно, особенно в ситуации, когда в богатейшей стране мира люди с трудом сводят концы с концами. И я имею в виду работающих граждан, которые со временем обязательно пополнят ряды пенсионеров. Эксперты Credit Suisse прогнозируют, что к 2060 году в России доля людей старше 65 лет вырастет до 47%. Поэтому от эффективности принимаемых мер зависит будущая как политическая, так и социальная ситуация в России. Начинать надо с малого – прекратить врать и шаг за шагом восстанавливать доверие между гражданами и государством, которое они содержат на свои налоги.

Популярное в сети