Новые данные показывают, что следующая пандемия может быть вызвана таянием ледников. Проведенный учеными анализ арктического озера предполагает, что вирусы и бактерии, запертые во льду, могут пробудиться и заразить дикую природу.
Согласно новым данным, следующая пандемия может быть вызвана не летучими мышами или птицами, а тающими льдами, пишет The Guardian.
Генетический анализ почвы и озерных отложений озера Хазен, крупнейшего пресноводного озера в высокогорных районах Арктики, показывает, что риск распространения вируса, когда вирус впервые заражает нового хозяина, может быть выше вблизи таяния ледников.
Полученные данные показывают, что по мере повышения глобальной температуры из-за изменения климата становится все более вероятным, что вирусы и бактерии, запертые в ледниках и вечной мерзлоте, могут пробудиться и заразить местную дикую природу, особенно по мере того, как их ареал также смещается ближе к полюсам.
Например, в 2016 году вспышка сибирской язвы на севере Сибири, унесшая жизни одного ребенка и заразившая еще не менее семи человек, была связана с волной тепла, которая растопила вечную мерзлоту и обнажила зараженную тушу северного оленя, пишет The Guardian. До этого последняя вспышка в регионе была в 1941 году.
Чтобы лучше понять риск, связанный с замороженными вирусами, Стефан Арис-Бросу и ее коллеги из Оттавского университета в Канаде собрали образцы почвы и отложений из озера Хазен, недалеко от того места, куда стекались небольшие, средние и большие количества талой воды с местных ледников.
Затем они секвенировали РНК и ДНК в этих образцах, чтобы идентифицировать сигнатуры, близко соответствующие сигнатурам известных вирусов, а также потенциальных животных, растений или грибов-хозяев, и запустили алгоритм, который оценил вероятность заражения этими вирусами неродственных групп организмов.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B, показало, что риск распространения вирусов на новых хозяев был выше в местах, близких к местам, куда стекало большое количество талой ледниковой воды, — ситуация, которая становится более вероятной по мере потепления климата.
Команда ученых не подсчитывала количество идентифицированных вирусов, которые были ранее неизвестны (что они планируют сделать в ближайшие месяцы), и не оценивала, способны ли эти вирусы вызывать инфекцию.
Тем не менее другие недавние исследования показали, что неизвестные вирусы могут находиться в ледниковом льду. Например, в прошлом году исследователи из Университета штата Огайо в США объявили, что обнаружили генетический материал 33 вирусов, 28 из которых являются новыми, в образцах льда, взятых с Тибетского плато в Китае. Судя по их местонахождению, возраст вирусов оценивается примерно в 15 тысяч лет.
В 2014 году ученым из Национального центра научных исследований Франции в Экс-Марселе удалось возродить гигантский вирус, выделенный ими из вечной мерзлоты Сибири, что впервые за 30 тысяч лет снова сделало его заразным. Автор исследования, Жан-Мишель Клавери, сказал тогда Би-би-си, что обнажение таких ледяных слоев может быть «рецептом катастрофы».
Тем не менее команда Арис-Бросу предупредила, что прогнозирование высокого риска распространения — это не то же самое, что предсказание реальных побочных эффектов или пандемий. «Пока вирусы и их «переносчики-мостики» не присутствуют в окружающей среде одновременно, вероятность драматических событий, вероятно, остается низкой», — пишут ученые.
С другой стороны, прогнозируется, что изменение климата изменит ареал существующих видов, что может привести к контакту новых хозяев с древними вирусами или бактериями.
«Единственный вывод, который мы можем с уверенностью сделать, заключается в том, что по мере повышения температуры возрастает риск распространения инфекции в этой конкретной среде», — сказал Арис-Бросу. «Приведет ли это к пандемиям? Мы абсолютно не знаем».
Также неясно, является ли потенциал смены хозяина, выявленный в озере Хейзен, уникальным для озерных отложений. «Насколько нам известно, это может быть такой же, как вероятность смены хозяина, вызванная вирусами из грязи в вашем местном пруду», — сказал Арвин Эдвардс, директор Междисциплинарного центра экологической микробиологии в Университете Аберистуита.
Однако «нам срочно необходимо исследовать микробные миры по всей нашей планете, чтобы понять эти риски в контексте, — считает ученый. — Теперь совершенно ясны две вещи. Во-первых, Арктика быстро нагревается, и основные риски для человечества связаны с его влиянием на наш климат. Во-вторых, болезни из других мест попадают в уязвимые сообщества и экосистемы Арктики».