Согласно догматам Русской православной церкви, Таинство Крещения смывает с человека первородный грех – источник смерти и греха. Живший в V веке святой Диодох Фотикийский говорил, что до Таинства Крещения душу к добру склоняет благодать извне, а дьявол вьет гнездо в сердце человека, а после Крещения он изгоняется из тела вон, а нутро человека наполняет Божья благодать.
Но Крещение само по себе не делает человека православным – после него он просто крещен в православную веру, не более. Чтобы стать православным, ему необходимо воцерковиться – посещать храм, регулярно ходить на исповедь, причащаться, участвовать в делах прихода, но главное – начать вести совершенно другую жизнь, направленную на совершенствование своей души, на соблюдение заповедей и деление добрых дел. «Без дел вера мертва».
Добрый – не значит православный
Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать – может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»? Евангелие об этом говорит совершенно четко: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» – суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист – ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы – творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому, что это приятно. Православным это человека не делает.
Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа – о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1–16).
Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику, висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43).
Но рай был дан разбойнику не просто так. Отец Афанасий Гумров указывает, что разбойник, погибая, сумел совершить три подвига. Во-первых, подвиг веры, ведь разбойник не видел чудес, которые совершал Христос, и все же уверовал. Во-вторых, – подвиг любви: умирая в муках, он смог обратить внимание на страдания другого человека и даже унимал другого разбойника, который хулил Спасителя, говоря ему: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).
Третий подвиг, который совершил разбойник, – это подвиг надежды. Умирая на кресте самой позорной смертью, он не отчаялся, а сумел обрести надежду, что еще не все потеряно.
Преподобный святой Ефрем указывал, что благоразумный разбойник получил крещение чрез Таинство воды и крови, которые истекли из Христа от римского копья. Но все же обычным людям не стоит дожидаться такого мучительного испытания, чтобы прийти к вере в Бога.
Крещение кровью
Есть еще одна «лазейка» которая может привести некрещеного человека к райским вратам, – это «крещение кровью», мученическая смерть. Архимандрит Рафаил Карелин в своих статьях говорит, что мученическая смерть за Христа сама по себе имеет аналог с крещением: «смерть со Христом и воскресение во Христе». Это подтверждал священномученик Киприан из Карфагена, говоря, что мученики «крещены величайшим крещением крови», они достигают совершенства и получают благодать. Среди сорока севастийских мучеников, убитых начальником римского гарнизона Агриколаем в начале IV века нашей эры, был один некрещеный воин, звали его Аглаий.
Мученики из Севастии были наемными воинами-христианами, и язычник Ариколай, разозленный пренебрежением к собственным богам, повелел каждому из них принести идолу жертву, а когда христиане отказались, начал их мучить – он загнал воинов в ледяное озеро, а на берегу затопил баню. И каждый, отказавшийся от Христа, мог выйти из воды и согреться. Но никто не отказался. Воины стояли по горло в ледяной воде и пели псалмы. Единственный воин, предавший спасителя, вышел из воды, подошел к бане и тот час умер от разрыва сердца.
Пораженный долготерпением своих вчерашних товарищей, видом смерти отрекшегося бойца и чудесами, которые происходили во время пыток, когда над головами христиан появлялись светящиеся венцы, воин-язычник Аглаий крикнул римлянам, что теперь он тоже христианин и добровольно зашел в озеро, моля Христа о том, чтобы тот «присоединил его к своему стаду».
Все 40 мучеников приняли жесточайшую смерть ради Христа, но не отреклись. Православная церковь чтит Аглаийя наравне со всеми остальными 39 мучениками, понимая, что смерть его – исполнение слов самого Спасителя о том, что Тот «не хочет смерти грешника, но хочет его спасения». Так что без крещения стать православным можно, но лучше не дожидаться таких испытаний, и исповедать Христа перед всеми и принять Крещение.