Ситуацию для ВСУ на всей линии фронта западные эксперты и журналисты характеризуют как критическую. Русская армия давит сразу на нескольких направлениях. В ближайшее время может быть освобождена Красногоровка, вот-вот падёт оборона на Лиманах, в Часове Яре, Торецке и Курахове. И на этом фоне вырисовывается перспектива нового удара, которая может окончательно обрушить украинский фронт. Подробности читайте в материале Царьграда. Автор: Илья Головнёв
Так, немецкие журналисты из Bild, ссылаясь на источники, бьют тревогу. Дескать, русская армия готовит наступление в Запорожской области. Наступать будут на Гуляйполе, которое является важным стратегическим и логистическим пунктом украинских войск. И если нам удастся его взять, то противник окажется под мощным давлением на этом направлении.
Возможное наступление ВС России на Запорожье и Днепр является потенциально самым опасным для ВСУ, если не считать удара на Киев. В случае освобождения этих городов Россия фактически «разрежет» логистику сил Украины на всем Южном фронте и на значительной части Восточного. Это, в свою очередь, позволит создать плацдарм на правом берегу Днепра с последующим освобождением Херсона.
Эту же информацию подтверждает и Дмитрий Лиховой, спикер украинской группировки «Таврия». В Запорожье заметили «ударный кулак», сосредоточено более 90 тысяч русских солдат.
Украинские источники сообщают, что в рядах ВСУ наблюдается паника из-за такого большого скопления войск, чего ранее не было. За последние три недели количество солдат русской армии на этом участке увеличилось на две тысячи.
В целом можно отметить, что на большинстве участков фронта русская армия давит противника. Успех переменный, но двигается весь фронт, включая Херсонскую область, где сейчас развернулась битва за острова. Есть два ключевых населённых пункта, которые высвободят наши войска из тяжёлых позиционных боёв: Часов Яр и Угледар. Их освобождение позволит развивать наступление не только на Донецком, но и как раз на Запорожском направлении, где постепенно давит вперёд очень мощная группировка ВС России.
Если бы не проблема с вражескими дронами, наступление шло бы намного быстрее. Волчанское направление, с одной стороны, не дало желаемых успехов по выходу к Харькову, с другой — сковало огромные силы противника. Если создать ещё одну точку напряжения, с более щепетильным планированием наступления, противник реально может осыпаться, — уверен военкор Алексей Живов.
С другой стороны, русские войска на Запорожском направлении концентрируются уже больше года. Они удерживают наиболее выгодные для себя позиции, не доходя пять километров до Гуляйполя, нами заняты все высоты. Значит, дальше у нас будет продвижение только по низине. Это несёт соответствующие риски.
Военкор, ветеран войны в Донбассе Александр Матюшин, в свою очередь, в беседе с Царьградом поставил под сомнение наступление на данном участке. Это связано с тем, что нам опять придётся идти непосредственно по равнине, пересечённой лесополками, как это было в Работине.
Если мы будем наступать, то наши удары здесь, скорее всего, будут неспешными. Постепенное выбивание противника с посадок. Такая активно-пассивная оппозиционная война, схожая с тем, что происходило на полях сражений Первой мировой войны, — считает ветеран.
Но в то же время Запорожское направление не кажется сложным. Это открытое пространство, хорошо просматриваемое. Там степи, где противнику невозможно укрыться, кроме как в специально оборудованных позициях и укреплённых пунктах. Они в принципе легко вычисляются средствами объективной воздушной разведки и могут быть уничтожены авиацией, теми самыми мощными авиабомбами, которые сегодня применяются. Для той же ФАБ-3000 любое укрепление не является серьёзной помехой. Такое мнение высказал военкор Евгений Линин.
Царьград: И как тогда действовать дальше?
Е. Линин: Дальше идёт уже классическая схема наступления. То, что было опробовано на Авдеевском направлении. То же самое происходит в Часове Яре.
— А что с Запорожьем?
— Там ещё существует ряд крупных агломераций. Это огромный завод, большая промышленная зона и сам населённый пункт. Он, безусловно, будет являться серьёзным укрепрайоном. И брать его — значит, тратить огромное количество ресурсов, боеприпасов, задействовать много техники и людей, чтобы взять штурмом один город. Если его обойти и не взять в кольцо, не закрепиться на позициях вокруг города, то оттуда в любой момент будет контратака — удар в спину.
— И такая операция сразу же становится проблемной.
— Это направление очень перспективное для удара, и оно рассматривается. Но всё-таки если быть человеком, который видел ситуацию на месте, то идти вдоль Днепра со стороны Запорожской области стоит после взятия Угледара. Там серьёзный укрепрайон с шахтами, из которых сложно выбить противника.
— И тем не менее если поступит приказ «наступать» в Запорожской области, как быть?
— У нас есть грамотные командиры. Собрать в один кулак необходимое количество подразделений и одновременно с наступлением ударить авиацией, дальнобойной артиллерией и, безусловно, БПЛА, которые могут поражать врага на тактической глубине. Необходимо беречь людей, уничтожать укрепления и технику противника.
В прифронтовой зоне, где будет нанесён удар, ВСУ будут вынуждены строить новую линию обороны, но она будет километров за 50 от существующей. И здесь мы должны всё уничтожить. Будем двигаться рывками, это позволит выйти к Днепру достаточно быстро. Но наступать необходимо под прикрытием РЭБ и средств подавления вражеских БПЛА.
И всё же Гуляйполе и Орехов — это укрепрайоны, прикрывающие путь к Запорожью. Областной центр нашей Запорожской области остаётся оккупированным Украиной. Это требует усилий по его освобождению.
Угроза Запорожью довольно чувствительна для киевского режима. Промышленные мощности города вовсю используются ВСУ, а его потеря обернётся угрозой и для Днепропетровска, и для Кривого Рога, от которого уже открывается пройденный в Великой Отечественной войне Советской армией путь до Одессы, отметил Царьграду военный эксперт, аналитик Сергей Простаков:
Разумеется, все эти цели требуют значительных ресурсов со стороны России. Однако и у Киева они не бесконечны. И одну успешную операцию по отвлечению частей ВСУ на важное с политической точки зрения направление русская армия уже ведёт, вынудив бросить против себя на Харьковское направление значительные украинские резервы. В итоге на других участках Харьковской области и в ДНР продвижение наших войск только ускорилось.
Поэтому наступление на Гуляйполе может быть и локальной операцией, и началом стратегической. Но в любом случае при его начале нашей стороной Киев будет вынужден реагировать, расходуя свои и так дефицитные резервы и ресурсы.