Юный актёр
В прославивший его фильм «Золушка» Клименков попал почти случайно. Помощник режиссёра Надежды Кошеверовой увидел мальчика с внешностью херувима в библиотеке ленинградского Дворца пионеров и вручил ему приглашение на пробы. Мама Игоря нашла записку в кармане его куртки только спустя две недели — у мальчика было много увлечений, и ему было неохота идти на какие-то пробы. Когда Клименков всё же появился перед Кошеверовой, он утвердила его на роль пажа. До этого Надежда Николаевна забраковала по фото почти 25 тысяч мальчишек со всего Советского Союза.
Во время съёмок Игорю было 13 лет, а Янине Жеймо, игравшей Золушку, — 36, но они легко нашли общий язык.
— Её руки на крупном плане выдавали истинный возраст, пришлось сшить для героини высокие белые перчатки, но в остальном Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка, — рассказывал Клименков о работе с Жеймо. — В перерыве между съёмок мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблён…
Произнесённая белокурым пажом фраза «Я не волшебник, я только учусь» стала крылатой. Клименкова узнавали на улицах, но карьера актёра у него не сложилась. В 1949 году Игорь появился в роли курсанта нахимовского училища в киноповести «Счастливого плавания!», которая стала для него последней.
Советский Страдивари
После школы молодой актёр поступил в театральный институт, но быстро бросил учёбу, поняв, что к этой профессии у него душа не лежит. Следом Клименков попытал счастья в художественно-промышленном училище им. Мухиной, однако туда он не прошёл по конкурсу. В конечном итоге Игорь Афанасьевич обосновался в пединституте им. Герцена, но и его не закончил. В 1960 году несколько студентов, публиковавших самиздатскую литгазету Горного института, арестовали за «антисоветскую пропаганду», и Клименков, который водил с ними дружбу, попал под опалу.
Оставшись без диплома, Игорь увлёкся гитарой — он не только играл сам, но и обучал других, а со временем начал мастерить музыкальные инструменты. Хобби стало профессией и во многом определило судьбу Клименкова, ведь женой бывшего актёра стала одна из его учениц. Игорь Афанасьевич познакомился с Иреной Зыковой, дочерью знаменитой советской гитаристки Лилианны Седлецкой, когда ему было 12 лет, и терпеливо ждал, пока девочка достигнет совершеннолетия, чтобы жениться на ней.
Из Ленинграда супруги перебрались в Таллин, где труд гитарного мастера был более востребован. У Клименкова брали уроки многие знаменитые прибалтийские гитаристы, а созданные его руками гитары радовали слушателей далеко за пределами постсоветского пространства: на них играли Джон Вильямс из Мексики, Мария Амди из Аргентины и венесуэлец Алирио Диас, которого называли «второй гитарой мира». Чудесные музыкальные инструменты мастер создавал порой из того, что другие считали хламом — из найденной на помойках старинной мебели. Одну из лучших гитар Игорь Афанасьевич вырезал из столешницы.
— Эта работа Игоря не имеет цены. Муж делал ее четверть века из 300-летнего стола палисандрового дерева, который принадлежал императорской семье, — рассказывала «Московскому комсомольцу» Ирена Викторовна. — Когда мародеры грабили царские покои, вещичку тайно, по частям, вынес личный мастер графа Шереметева. Игорь познакомился с этим человеком много лет спустя в Новгороде, когда тому уже было почти сто лет. Старик отдал драгоценный стол Игорю, когда понял, что умирает…
Слепой старик
Игорь и Ирена давали в Таллине совместные концерты. На одном из таких мероприятий в 1982 году их услышал директор крымского колхоза «Победа» Александр Перепадин, который предложил супружеской паре перебраться на полуостров, пообещав помочь с жильём и работой. Клименковы приняли это предложение и поселились в деревне Новенькое, где Игорь Афанасьевич стал директором музыкальной школы, а его жена — преподавателем.
— Мы к ним относились как к столичным штучкам. Большими были оригиналами, — вспоминала в разговоре с корреспондентом «Комсомольской правды» одна из бывших учениц Клименкова. — Ирина щеголяла в неимоверных шляпках, которые шила сама. Игорь увлекался всякой эзотерикой — и это в Советском-то Союзе! К тому же оба были совершенными диссидентами. Говорили крамольные вещи, но Перепадин их любил и все им прощал.
В Крыму Клименковы даже смогли реализовать давнюю мечту и открыть собственный кукольный театр, все персонажи которого были созданы руками Игоря Афанасьевича. Однако со временем идиллии пришёл конец. Единственный сын бывшего актёра, Николай, занялся бизнесом и наделал долгов. Чтобы расплатиться с кредиторами, Клименкову пришлось продать и кукол, и гитары.
Окончательно Игоря Афанасьевича подкосила полученная им травма. Мастер колол дрова, и неудачно отлетевшая щепка повредила ему глаз. В скором времени и второй глаз почти перестал видеть. Бывший актёр впал в уныние и стал напоминать тень себя прежнего.
— Спасибо, что приехали. Только всё это не нужно, нет смысла. Жизнь прошла зря. Всё зря, — сказал Клименков навестившим его журналистам из «Московского комсомольца» в 2001 году. — Есть не могу, желудок не переваривает. По десять часов пища в горле стоит. Умираю я, что и говорить. Скоро всё будет кончено. Но мне не страшно, уже не страшно…
Игорь Афанасьевич Клименков ушёл из жизни 12 марта 2006 года, не дожив один день до 73-летия.