Несколько последних лет я очень боялся за Казахстан. Именно эта страна благодаря своему уникальному географическому положению, была, есть и останется одним из краеугольных камней Евразийской интеграции, а еще без нее невозможно в принципе построение той Большой Евразии, которую уже почти открыто создают совместно Россия и Китай.
Хаос в Астане в случае смерти Нурсултана Назарбаева и создание здесь ситуации схожей с Украиной, были бы для США настоящим подарком судьбы, которым бы они не преминули воспользоваться. Но мудрый казахский аксакал не стал держаться за власть до последнего, а решил передать ее еще при своей жизни и тем, возможно, сорвал потенциальные планы противников.
Проблематика Назарбаева
Главная его проблема – в стране традиционно несколько влиятельных кланов, а у него нет сына. На востоке передача власти по женской линии невозможна, а смерть «султана» всегда является поводом для начала войны за наследство.
А наследство за собой Нурсултан Абишевич оставляет завидное. Казахстан, благодаря своим колоссальным природным ресурсам, в последние два десятилетия быстро развивался. Доход на душу населения в республике вполне соизмерим с российским, а возможности страны в рамках евразийской интеграции делали будущее этой территории весьма привлекательным, особенно на фоне соседних территорий, где нищета и безнадега стали уже давно привычными явлениями.
Итак, наследство завидное, а прямого наследника по мужской линии нет. Стареющий НурСултан видит, как тают его силы, и как надвигается на его страну грозовая туча. Он отлично понимает, кто стоял за попытками дестабилизации ситуации в стране в 2011 и 2016 годах. Он видит, как Вашингтон только и ждет его смерти, чтобы начать в Казахстане еще одну «цветную революцию».
Ее итог понятен и предсказуем – страна погружается в хаос. Со временем северным территориям, населенным преимущественно русскими, это надоедает, и они уходят по донецкому сценарию. В итоге страна разваливается и в ней создается еще один Афганистан с казахской спецификой, только гораздо больших размеров. А затем, рано или поздно в страну входят американские «освободители», которые закрепляют данную ситуацию на долгие годы.
Операция «преемник»
Альтернатива только одна, не надеяться на авось, а выбрав преемника, передать ему власть, пока еще есть силы. Именно эту операцию «преемник» сегодня и начал проводить этот «последний из могикан» советского периода.
Чтобы все прошло без сучка и задоринки, Назарбаев пока не складывает с себя полномочия главы Совета Безопасности и лидера пропрезидентской партии. И уже очень скоро будут проведены выборы и преемник официально вступит в должность. Кто им будет, предугадать нетрудно. С учетом специфики региона и явно плановости отставки Назарбаева, им должен стать тот, кого «султан» назначит преемником сам и кого он выдвигал вверх все последние годы. Таким претендентом на сегодня в табели о рангах Казахстана является только 65-летний глава Сената страны Касым-Жомарт Токаев.
Он всегда был надежным и преданным соратником Назарбаева и у него единственного на сегодня есть достаточный авторитет, как на внешней арене, так и внутри страны.
Многолетний глава казахского МИДа, почетный член международных организаций, он на «ты» со всем мировым истеблишментом. Он именно тот, кто точно сможет безболезненно перенять власть в стране, а его высокая политическая порядочность (для востока не так часто встречаемая) позволяют Назарбаеву надеяться на то, что и после его смерти приемник не только сохранит общий курс страны, но и не обит его семью.
Слабым местом Токаева, безусловно, является экономика. Еще в 1999-ом Назарбаев оказал ему высокое доверие и назначил премьер-министром страны, но тот явно этот пост не потянул, а потому оставил, чтобы вновь вернуться к исполнению обязанностей главного дипломата страны.
Кстати, по-моему, это для постсовесткого пространства вообще уникальный случай. Обычно, взойдя на такой высокий пост, как руководство кабмином, человек идет либо далее вверх, либо за ним тянется такой шлейф коррупционных проблем, что ни о каких высоких постах для такого человека не может быть и речи.
Но Токаев с честью руководил казахским МИДом еще пять лет, а затем ушел в Сенат Республики, где и занял пост председателя. То есть, по сути второго лица в государстве. И до сегодняшнего дня он его занимал с коротким перерывом с 2011 по 2013 год, когда Касыма-Жомарт Токаеву Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун лично предложил занять место своего зама (не исключено, что по наводке Вашингтона). От такой чести в Астане решили не отказываться, но видимо вопрос преемственности власти стоял так остро, что Токаев был «отозван» назад на свою главную должность «блюстителя трона».
И вот настал тот час, когда последний лидер советской эпохи Нурсултан Абишевич Назарбаев почувствовал, что пришло время уходить. И он сделал этот шаг, тем самым, возможно, решив одну из самых больших проблем будущего не только Евразийского союза, но и той Большой Евразии, которую еще только предстоит построить уже его приемнику.
мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции