Пир стервятников. Русские оплакивают близких, гробовщики – свою прибыль

Смертность в России в первом полугодии выросла на 16 %, а общая выручка ритуальных агентств – «всего» на 9 %. Нищета заставляет людей отказываться от старых обычаев и возвращаться к древним. А служители Харона озабочены лишь своим заработком на наших слезах.

О падении прибыли ритуальных агентств рассказал «Коммерсанту» глава похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов. По его словам, по всей стране происходит снижение расходов на погребение.

В условиях продолжающегося экономического кризиса граждане всё больше экономят на ритуале прощания с умершими близкими. Особенно это касается регионов. При этом данные только официальной статистики говорят, что за шесть месяцев 2021 года жители страны потратили на похороны около 140 миллиардов рублей.

История поворачивает вспять?

По данным Росстата, за период с января по июнь 2021 года в России скончалось 1,1 миллиона граждан, на 16 процентов опередив показатели того же периода 2020 года, когда умерло 946,6 тысячи человек.

На этом фоне выручка ритуальных агентств по России выросла непропорционально меньше. В первом полугодии она составила 36,9 миллиарда рублей, лишь на 9 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (34,07 миллиарда рублей).

При этом средний чек за похороны тоже снизился с 50 тысяч рублей до 2020 года до 30 тысяч сейчас. Стоимость кремации, по данным одного из общедоступных сайтов ритуальных агенств, колеблется от 14 600 до 49 800 тысяч рублей. Учитывая практику навязывания дополнительных услуг, немногие похороны обходятся дешевле, чем в 25-30 тысяч рублей.

Как известно, до распространения на Руси христианства многие славянские племена кремировали своих покойников, а прах собирали в горшки. Похоже, нищета заставляет страну вернуться к этой практике, ломая православные традиции.

Высокая стоимость кладбищенских участков, неудобное расположение и агрессивный «маркетинг» кладбищенской мафии все чаще толкают людей прибегнуть к кремации. В среднем это стоит на 40 процентов дешевле традиционного погребения в земле, объяснил «Коммерсанту» вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Владимир Родькин. По его словам, в Петербурге кремируют уже более 70 процентов покойных, хотя ещё год назад эта доля была не больше 65 процентов. Примеру Северной столицы готова последовать вся страна, это тормозит только дефицит крематориев в регионах, уточнил эксперт.

Двуногие стервятники

Сложности погребальной индустрии провоцируют её уход в серую финансовую зону. По словам экспертов, уже около 90 процентов операций на рынке похоронных услуг проходят через расчёты наличными.

 

Конкуренция между гробовщиками приводит к развитию их арсенала в войне за тела мертвецов. Главными «бойцами» этой войны являются агенты. Они подкупают всех, кто по долгу службы имеет информацию о гибели людей, начиная названивать родственникам ещё до того как они осознают факт своей потери. Сумма подкупа потом включается в услуги, которые неизбежно растут. В дело включаются работники морга, которых сначала соблазняют дополнительным заработком, потом втягивают в систему вымогательства денег у родных покойного.

В стремлении дорого продать вам похороны вашего родственника служители Харона проявляют усердие, легко переходящее в насилие. Профдеформация такая, что ли?

В декабре 2020 года правоохранителям Нижегородской области пришлось проверить сведения о драке между родственниками умершего и сотрудниками местной ритуальной компании. Близкие только что скончавшегося мужчины позвонили медикам, однако на пороге квартиры оказались не врачи, а представители сразу нескольких ритуальных фирм. В борьбе за свой кусок мертвечины одна из сотрудниц начала прорываться в квартиру и получила отпор. Этим сразу же воспользовались её коллеги, набросившись на скорбящих родственников с кулаками.

Естественно, в ходе последовавшего скандала гробовщики не признали вину, перевалив её на родственников покойного. Но подвели эмоции – директор оскандалившейся ритуальной компании попытался избить журналистов, выяснявших детали конфликта.

Что с того?

Ещё когда славяне сжигали своих мертвецов, они уже жаловались в заморские страны, по словам Нестора-летописца: «страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Нет его до сих пор и в организации нашей посмертной жизни, в которой участвуют несколько сторон – родные и близкие, медики и полиция, морг, кладбище и зарабатывающие на них всех ритуальные компании. В России до сих пор нет регламента взаимодействия этих сторон, который ставил бы границы дозволенного и диктовал правила. А он остро необходим. Потому что его отсутствие превращает прощание с родным человеком в пир для стервятников.