опубликовано в 10:11 umnaja.ru

Почему на фотографиях мы выглядим не так, как на фото?

Почему на фотографиях мы выглядим не так, как на фото?

Все люди замечали, что на фотографиях собственный образ часто оказывается непривычным и не столь симпатичным. Можно винить фотовспышку, неправильно осветившую лицо, найти другие огрехи. Но даже идеальные снимки будут сильно отличаться от личного восприятия самого себя в зеркале. Почему же так происходит?

Отзеркаленный образ

С самого раннего детства, когда ребенок начинает исследовать и воспринимать собственное я, он обращается к зеркалу. В течении всей своей жизни мы наблюдаем за собой, за изменениями во внешности, и делаем это при помощи зеркала. Так происходит каждый день — человек умывается, чистит зубы, надевает одежду и при этом он обязательно смотрит на свое отражение. Известный американский психолог польского происхождения, обладатель премии Американской психологической организации за выдающийся научный вклад в психологию, Роберт Зайонц, при помощи разных экспериментов доказал, что люди положительно реагируют и верят только тому, что им больше всего знакомо и привычно. Поэтому, когда человек смотрит на собственную фотографию, он невольно сравнивает себя с тем образом, который прочно сформирован у него в голове, а это — его отражение в зеркале. Только оно совсем не такое, каким привыкли видеть данного человека окружающие его люди.

Зеркальный образ имеет определенное отличие — он неправильный. Изображение любого предмета, передаваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от его поверхности. Образ формируется пересечением не самих отраженных лучей, а их продолжением в «зазеркалье» и свет в нем делает своего рода изгиб. Но человеческий мозг устроен таким образом, что кажется будто луч света попадает прямо в глаза по определенному направлению. Изгибы лучей мозговые центры вовсе игнорируют, поэтому при разглядывании себя в зеркале человеку кажется, что он стоит от него на некотором расстоянии и свет огибает части его тела. То есть, мы все привыкли видеть себя, во-первых, отстранено и сглажено, а во-вторых, таким образом, что левая часть тела заменена правой, поскольку она отражается зеркально. А лица у всех людей далеки от симметрии. И если человек привык смотреть на себя слева, где часть лица, например, наиболее узкая и глаза кажутся вытянутыми, то когда он видит свой образ на фотографии, то ему кажется, что он также разглядывает свое изображение слева, но только в реальности перед ним его правая часть тела и лица. А она ведь — другая! И мозг дает сбой — этот образ непривычный, а значит, отталкивающий.

Психолог Роберт Зайонц предлагает своим пациентам, не воспринимающим свою внешность позитивно, изучать себя именно при помощи фотографий, но сделанных не селфи, а другими людьми. И при этом фотографироваться как можно чаще. Таким образом, можно увидеть себя максимально близко к действительности, привыкнуть к этому облику и найти в нем множество привлекательных черт.

Изображение через призму техники

Поскольку технический прогресс позволил всем людям обладать фотоаппаратами, стало понятно, что камера тоже способна искажать изображение и один и тот же индивид может выглядеть по-разному. Доктор Николас Эпли, профессор кафедры психологии личности в Школе бизнеса Бута Чикагского университета, США, утверждает, что человек никогда не знает, какой он на самом деле, и собственный образ в его сознании не соответствует действительности. Этому способствует и зеркало, которым все пользуются в быту, и фотокамера, и компьютер, позволяющий любой готовый снимок подправить и сделать лучше.

Рассматривая себя в зеркале, человек видит не статическую картинку, а динамическое изображение. Ведь двигаются не только его глаза, а него их два, и каждый посылает в мозг свое видение, но и сам индивид, который вряд ли неподвижно застывает перед зеркалом. И поэтому запоминает он себя в трехмерном, динамическом изображении. Любая камера преобразует увиденную картинку через сложную оптическую систему объектива, а его фокусное расстояние и наличие световых эффектов визуально искажает и даже отчасти меняет видение предмета. Из-за этого часто пропорции лица на фотографиях выглядят не так, как в действительности, они могут быть уменьшенными, увеличенными или асимметричными. А еще это — статичное и плоское изображение, которое, конечно, отличается от видения себя через зеркало. Но даже если человек запечатлен на видео, то и этот портрет далеко не правдивый.

Доктор Николас Эпли приводит массу визуальных примеров, когда один и тот же индивид на плоской фотографии и в динамичном видеокадре выглядит по-разному. Видеоизображение часто увеличивает пропорции и лица, и фигуры, добавляя человеку несуществующего в реальности объема. Именно поэтому профессиональные киноактеры в жизни часто выглядят худощавыми и хрупкими людьми, в то время как на экране они предстают крепкими и полными сил героями. Профессионалы видеотехники это отлично знают и используют недостатки оптики в свою пользу. И выходит, что ни в зеркале, ни на видео, ни на фотографиях мы, зачастую не выглядим так, как на самом деле нас видят окружающие люди.

Популярное в сети