Для Льва Николаевича Наташа Ростова — особенный женский персонаж, к которому он и не скрывает своей симпатии. С Наташей мы знакомимся в ее 13 лет. Толстой максимально подробно описывает, как со временем меняется ее психологическое состояние и формируется характер.
Именно через взаимодействие с Наташей он раскрывает характеры Андрея Болконского и Пьера Безухова. Ее устами автор проговаривает сокровенные мысли о жизни и судьбе русского народа.
Так какая же у нее функциональная роль в романе «Война и мир»? Давайте разбираться.
Мысль семейная
Наташу Ростову мы застаем в тот период, когда «девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». С развитием сюжета мы наблюдаем за взрослением героини — до самого ее замужества.
Автор обращает наше внимание на то, как она избалована, но при этом чиста и искренна. Писатель подчеркивает, что в этой избалованности нет ничего дурного: так у ребенка складываются доверительные отношения с родителями. Здесь важно и то, что речь идет о семье Ростовых. Для Толстого всегда были важны родственные связи. Он был убежден, что они сильно влияют на личность человека, и происходит это неосознанно.
Например, именно это мы видим в семье Болконских, главные отличительные черты которой — гордость, которая граничит с гордыней, и честолюбие. Андрей, к слову, пытается искоренить в себе эти качества. Он стремится к простоте и слиянию индивидуального с всеобщим, но тщетно. К просветленному состоянию он приближается лишь в момент своей смерти.
Абсолютно противоположна Болконским семья Ростовых. Они простоваты, не слишком умны, но добры и наивны. Наташа — яркое тому подтверждение. Писатель многократно подчеркивает, что она не обладает высоким интеллектом, но сила ее совершенно в другом.
Простота и всепрощение, к которым приходит Болконский, народная мысль, которая посещает Пьера, — всё это заложено в Наташе уже изначально.
Наташа Ростова в экранизации Сергея Бондарчука 1965 года
Любовь как испытание
Лев Николаевич не был бы собой, не проведи он героиню сквозь искушения. Но Наташа достойно справляется с каждым испытанием.
Первым мужчиной, в которого она влюбляется в свои 13 лет, становится Борис Друбецкой. На тот момент ему 20, он родственник семьи Ростовых и живет у них. Чувства оказываются взаимными и вполне невинными.
Ключевым событием становится их первый поцелуй, после которого Борис благородно предлагает девушке временно прекратить отношения и сыграть свадьбу спустя несколько лет. Наташа абсолютно счастлива. Но детские влюбленности мимолетны. Проходит 4 года, и Наташа понимает, что данное в детстве обещание оказалось поспешным. Борис, который к тому времени строит вполне успешную карьеру, признается себе в том же.
Следующей серьезной любовью героини становится Андрей Болконский. Как и Борис, он значительно старше девушки: в ее 16–17 Андрею был 31 год. У него уже сформировался богатый жизненный опыт, он второй год ходит подавленным и разочарованным в жизни вдовцом.
Но, пригласив по просьбе Пьера Наташу на танец, Андрей поддается ее очарованию:
Едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим
Герой влюбляется не в интеллект или душевные качества Наташи, а во внешность и молодость девушки. Он объясняет Пьеру:
Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде». Но речь, конечно, идет о страсти.
Болконский и Ростова были влюблены друг в друга, но было ли там взаимопонимание? Скорее, нет, о чем нам говорит дальнейшее развитие событий.
По воле отца Болконский откладывает свадьбу на год, и это решение становится его ошибкой. Ведь это ему на момент повествования уже за 30 — он повидал жизнь и успел ею пресытиться. Наташа же, напротив, жаждет новых впечатлений. И стоит Андрею исчезнуть из ее поля зрения, как она увлекается другим – Анатолем Курагиным.
Примечательно, что Анатоль, как и его сестра Элен, развратный и пустой человек. Но что в нем находит Наташа? По всей видимости, героиня, как и Татьяна Ларина, воспитывалась на романтической литературе. По этой причине она мечтает о сильной любви, и Анатоль готов дать ей эти переживания. Он уговаривает ее бежать с ним, несмотря на то что женат. Наташа наверняка видела такой сюжет в книгах, которые читала. К счастью, его разоблачают – репутация девушки спасена.
Все эти увлечения, ошибки, которые совершает героиня, важны для формирования ее характера и нравственных ориентиров.
К чему приходит Наташа?
Замуж Наташа выходит за добродушного чудака Пьера, который всегда был где-то рядом. Такой исход кажется логичным: герои хорошо знают друг друга и через многое прошли вместе. В конце романа мы видим семейную, по мнению писателя, идиллию: Пьер занят общественными делами, пока жена сидит с детьми и занимается домом.
По Толстому, характер Наташи развивается органично. Она русская по духу. Вспомним эпизод у дядюшки. Писатель показывает нам танец Наташи и восторженно восклицает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой этот дух?».
Речь идет о совсем молоденькой девочке, но в процессе взросления Наташа продолжает воплощать все ту же народность. Именно поэтому после свадьбы она занимает второе место после мужа, она подчиняет свою жизнь его воле и его идеям.
Современному читателю судьба Наташи Ростовой едва ли покажется пределом женский мечтаний. Но Толстому это виделось именно так.
Да, она набирает вес и перестает заниматься музыкой. Да, теперь в ней видна лишь «красивая самка». Но ключевое для автора слово здесь — «красивая».
Толстой считает, что женское счастье в рождении детей и в заботе — о них и о муже.
Таким образом, через Наташу Толстой знакомит нас со своим женским идеалом. Неслучайно образ героини он списывает со своей жены Софьи Толстой и ее сестры Татьяны Берс.