Когда мама с рыданиями позвонила мне и объявила, что папа подает на развод, я не поверила. С виду они всегда были крепкой и дружной семьей. Тогда я восприняла папин поступок, как предательство. Но чем дальше, тем лучше я понимаю, что побудило отца на такой поступок.
Я росла в полной и, как мне казалось, крепкой семье. Мама не работала, занимаясь хозяйством и мной с братом, а папа уделял много времени работе. Так живут многие, поэтому для меня не было в этом ничего странного. Мы вместе ездили в отпуска, проводили выходные у бабушек, ходили в кино.
Ссор между родителями я не помню, но сейчас думаю, что они были частенько, просто от нас, детей, это очень умело скрывали. Никаких скандалов при нас, родители даже голос друг на друга не поднимали. А если папа был иногда более хмур, чем обычно, то я не связывала это с проблемами в семье.
Весть о разводе родителей разлетелась, когда я уже три года была замужем. Брат в этот год закончил свое училище и уехал служить, он стал офицером. Я же сразу после маминого звонка ринулась к ней, чтобы успокоить, поддержать и выяснить, что у них там произошло.
На успокоение пришлось потратить несколько часов, прежде чем я смогла добиться от мамы связного рассказа, что же произошло. С ее слов получалось, что ничего не предвещало такого исхода. Якобы отец на ровном месте устроил скандал, а потом собрал вещи, на пороге заявил, что подает на развод, после чего убыл в неизвестном направлении.
Мысли в голове клубились разные, я почему-то решила, что отец ушел к другой женщине. Ну не мог же человек просто так разрушить брак, который длился уже двадцать пять лет! Успокоив маму и уложив ее спать я стала звонить отцу.
— Дочь, я просто устал. Твоя мама — очень тяжелый человек, мне с ней тяжело. Я дотерпел до того момента, когда вы с братом встанете на ноги, а теперь я хочу пожить для себя, — это все, что папа ответил мне на все мои вопросы.
Такое оправдание не показалось мне убедительным. Двадцать пять лет терпеть, а потом в один миг все порвать — это как-то слишком фантастично звучит. Они же даже не ссорились, думала тогда я.
Вопрос еще в том, на что мама теперь будет жить. До пенсии далеко, а она никогда на моей памяти не работал. Получается, что отец бросил ее на произвол судьбы. Кто возьмет на работу женщину без опыта, которая подбирается к пятидесяти годам?
Отцу я тогда наговорила очень много резких слов, а он только грустно сказал, что надеется на то, что я когда-нибудь смогу его поступок понять. И я поняла, причем на это даже не понадобилось очень уж много времени.
Началось все с ежедневных маминых звонков.
Ей было грустно и одиноко, она требовала к себе внимания. Я ее с одной стороны понимала, тяжело вот так лишиться опоры под ногами. Думала, что через пару месяцев она сможет отвлечься. переключиться, перестроиться, но ни через два, ни через три месяца ничего не изменилось.
Мама звонила мне в обед и вечером. В обед долго разговаривать не получалось, я ведь на работе, а вечером приходилось как-то лавировать между домашними делами и мамиными стенаниями и жалобами, которые лились непрерывным потоком. Весь вечер я проводила с трубкой у уха, на мужа времени почти не оставалось. Каждый день.
Были с ее стороны и претензии по поводу обеспечения. Мы созвонились с братом и решили скидываться, чтобы мама могла нормально жить. Но много денег у нас не получалось — брат только вышел на службу, да и у меня хоть зарплата нормальная, но и о своей семье забывать мне не стоило. Благородный жест сделал отец — он оставил за мамой квартиру, которая вообще-то по документам его, и согласился оплачивать полностью коммуналку. От меня требовались только показания счетчиков, потому что между собой родители вообще не контактировали.
В месяц выходило, что мы с братом выделяли примерно по пятнадцать тысяч каждый на маму. То есть на жизнь, при учете уже оплаченной коммуналки, у нее было около тридцати тысяч. В нашем городе на эти деньги вполне можно жить месяц. Но маме постоянно не хватало.
— Ну и что, что я теперь одинокая? Это же не значит, что я должна на себя рукой махнуть! — Гордо вскидывала голову мама после похода в салон красоты, который вылился в десять тысяч.
— Да, я в разводе, но мне теперь в рубище ходить надо? — Возмущенно смотрела она на меня, когда похвасталась новой кофтой и пальто, на которые потратила двадцать семь тысяч. Хотя шкаф у нее ломился от вещей и до этого.
— На еде экономить — последнее дело! — Фыркала мама, когда я ошеломленно рассматривала содержимое ее холодильника. Там и буженина, и фрукты, и сладости, и мясо. Мы с мужем себе такое каждый день позволить не можем.
Разумеется, с таким размахом мама вылезает за рамки отведенного бюджета, а потом плачется, что у нее кончились деньги. Тянуть ее нужды — очень затратное дело. Муж уж высказывает недовольство.
К тому же выяснилось, что мама совершенно несамостоятельна. Сломался душ — пусть зять приедет. А он в командировке. Говорю, вызови сантехника, а мама начинает, а давай ты сама позвонишь, а приедь, когда он будет чинить, а то мне неуютно. И так во всем. Она даже не знала, где счетчики на воду стоят, этим раньше отец занимался.
Я уже не выдержала и постаралась спокойно маме объяснить, что ее слишком много в моей жизни. У меня есть муж, свои нужды и заботы, но я должна все бросить и заниматься исключительно ее делами и проблемами. Брат-то далеко, его не достать, чтобы он приехала и танцевал вокруг мамы.
— Так я и знала, что останусь совсем одна. Никому не нужна — муж бросил, дети отвернулись, хоть умри, всем плевать, — начала знакомую песню мама. Ее она заводила каждый раз, когда я не бежала со всех ног заниматься ее проблемами. Я держусь из последних сил.
Недавно был день рождения папы, на который он меня пригласил, а я подумала и согласилась. Я давно уже не виню его в разводе. Многое произошло, из-за чего мне пришлось взглянуть иначе на их с мамой брак.
Во время застолья мы смогли с папой улучить момент и поговорить наедине. Оказалось, что такое поведение мамы, от которого меня уже типает, это нормально. Тут стресс никакой причины не сыграл, она всегда была такой, только нам это не показывали. Все эти прелести лились на отца.
А он все это в нон-стопе терпел четверть века, пока мы с братом не повзрослели и не встали крепко на свои ноги. Терпение у него железное, конечно, мне такого и не снилось. Еще и год не прошел с момента их развода, а мама мне уже всю голову проклевала своими просьбами, требованиями, упреками и капризами.
Не знаю, как дальше себя вести с мамой. Она как пылесос, вытягивающий деньги, время, силы и нервы. Из-за нее мой брак уже начал давать крен, мужу законно не нравится то, что происходит, требует, чтобы я прекратила спускать столько ресурсов на тещу. Но и бросить маму на произвол судьбы мне не дает совесть. Пока я балансирую на этой тонкой грани, но скоро придется принимать решение, а я не знаю, какое.