Путин создал новую военную коалицию

Президент РФ Владимир Путин ответил на усиливающиеся угрозы со стороны НАТО формированием новой военной коалиции вокруг России.

Ее границы были обозначены во время учений «Запад-2021». Раньше в них традиционно участвовали только российские и белорусские силы, но в этот раз впервые были представлены воинские контингенты вооруженных сил еще пяти государств.

Путин 13 сентября посетил полигон Мулино в Нижегородской области, где наблюдал за основным этапом военных учений «Запад-2021». Первый замминистра обороны РФ Валерий Герасимов доложил президенту, что в боевой учебе принимают участие «около 20 тысяч человек личного состава, 5,6 тысячи единиц вооружения и военной техники, порядка 160 танков, более 104 самолетов и 118 вертолетов». «Это вот здесь?» — удивился масштабам глава государства. «Здесь, да, на этом полигоне. Здесь находится 150 представителей оборонных ведомств и военных атташе иностранных государств», — подтвердил Герасимов.

Учения проходят с 10 по 16 сентября на девяти полигонах в России и на пяти — в Белоруссии. Интересно, что по сравнению с аналогичными учениями 2017, 2013 и 2009 годов расширился пул государств, чьи военные задействованы в маневрах. Если раньше в учениях «Запад» участвовали только российско-белорусские силы, то сейчас, согласно сообщению пресс-службы Кремля, был еще задействован контингент Армении, Беларуси, Индии, Казахстана, Кыргызстана и Монголии. Цель вооруженных сил — отработать «совместные действия по отражению наступления противника, ведению маневренной обороны, нанесению сосредоточенного огневого удара и разгрому вклинившейся группировки условного противника».

Появление новых стран-участниц на учениях необходимо Москве, чтобы «продемонстрировать Западу формирование новой военной коалиции вокруг России», полагает член «Совета по внешней и оборонной политике» Сергей Ознобищев.

Он считает это ответом на растущее напряжение в отношениях России с Украиной и НАТО на фоне возобновившихся разговоров о вступлении восточно-европейской страны в альянс и милитаристских заявлений украинского президента Владимира Зеленского о возможной войне. Ранее Путин уже высказывался на счет расширения НАТО на Восток, указывая, что это значительно сократит полетное время боевых ракет до Москвы.

«У России нет серьезного военно-политического союза, основанного на единой идеологии, как на Западе. Но нам необходимо демонстрировать, что мы не одни, что Россия крепка и решительна. Мы транслируем свою боеготовность, чтобы никому не пришло в голову намекать на силовые решения», — сказал Ознобищев.

При этом возникающие риски могут быть связаны не только с ситуацией на Украине. За последние два года в Восточной Европе значительно возросли темпы военного строительства и наметилось формирование «восточного фронта» НАТО, говорится в статье независимого военного аналитика Алексея Тарасова для Российского совета по международным делам (РСМД). «Пять стран Восточной Европы — Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария — представили планы трансформации своих вооруженных сил, сроки их реализации намечены на начало 2030-х годов… Их вооруженные силы продолжают встраиваться в систему региональной и коллективной безопасности НАТО на всех уровнях — от общего стратегического планирования до тактических и технических аспектов», — говорится в публикации.

Глава РСМД Андрей Кортунов в разговоре подтвердил, что широкое представительство разных стран на «Западе-2021» — это реакция Москвы на попытки укрепления НАТО.

«Россия сейчас более активно чем раньше ищет себе военных партнеров. Формирование биполярного мира — это реальность, с которой стоит считаться. Мы видим, как наши контакты по военно-политической линии расширяются, выходят за рамки бывшего СССР и включают в себя ту же Индию. Во время попыток западных стран укрепить НАТО, Россия отвечает укреплением связей с незападными странами», — объяснил Кортунов.

Участие азиатских стран в военных учениях обусловлено и событиями в Афганистане, где к власти пришла запрещенная в России террористическая организация «Талибан», не исключает замдиректора института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. «Конечно, помимо угроз на наших западных границах существует серьезная дестабилизация по всему периметру российских границ и одной из ее причин стал Афганистан. Возникший кризис привел к эскалации напряженности в регионе. В этом контексте объясним интерес России, Индии и стран Центральной Азии к координации усилий в военно-технической сфере», — заключил Шаповалов.