Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин высказался за возвращение смертной казни за коррупцию в оборонно-промышленном комплексе. Но что, если коррупция лишь симптом, борьба с которым таким способом принесёт новые злоупотребления? В коррупции ли только дело или в чём-то ещё?
В эфире YouТube-канала «Соловьёв Live» Дмитрий Рогозин напомнил, что ещё во время работы в Госдуме заявлял, что коррупция в ОПК должна наказываться расстрелами, а не «посадками». По его словам, в данном случае речь идёт не просто о хищении государственных средств, но о воровстве у обороны и безопасности страны.
Вопрос о смертной казни, действительно, непростой. Как мы уже говорили недавно, в некоторых отчаянных случаях она может стать последним средством печального уврачевания общества – когда речь идёт о нераскаявшихся, закоренелых и неисправимых насильниках и убийцах, грозящих местью своим жертвам даже из-за решётки. Относить ли коррупционеров к такой категории людей?
Глядя на чехарду «посадок» в каком-нибудь ином ведомстве или отрасли, начинаешь в этом сомневаться. Маньяками, может быть, и рождаются. Но вот коррупционерами – вряд ли. Воровать государственные деньги начинают там, где воровство уже налажено и перед новыми кадрами, поступающими в коррумпированное ведомство, стоит лишь выбор – принять правила системы или не входить в неё.
Поможет ли гильотина от головной боли
Простая логика: как можно начать воровать там, где никто не ворует? Ведь в любом ведомстве любой финансовый документ проходит через несколько инстанций. Торги открыты, сведения об учредителях доступны. Только попробуй украсть – сразу увидят и схватят за руку. Кроме того, остаются такие «инструменты» воздействия, как жалобы, доносы и инсайды в СМИ, подкидывающие подсказки прокуратуре. Поэтому красть миллиарды можно лишь тогда, когда в сговоре все заинтересованные: начальники, исполнители, надзор, контроль и даже СМИ, некоторые из которых научились умело торговать своим молчанием. И кого расстреляем – всех? А кто останется? И где гарантия, что, заняв место расстрелянных, новые люди не продолжат их занятие?
Нельзя забывать и другое. Смертная казнь имеет свои большие издержки – вспомним Чикатило, по делу которого были расстреляны невиновные люди. И хотя они тоже в основном были преступниками, но всё-таки смерти были преданы несправедливо, по ошибке Фемиды. Хотя это были всё же убийцы и насильники. А если смертная казнь в сфере коррупции станет инструментом рейдерства, оборотней в погонах и «палочной системы»? Что вы скажете, если после отмены моратория на смертную казнь у нас за коррупцию начнут расстреливать учительниц и врачей, а короли коррупции, как и сейчас, будут воровать миллиарды и откупаться за долю малую?
Выскажу частное мнение. Расстреливать за коррупцию – это примерно то же самое, как лечить зуб удалением или пожар – сносом здания. Давайте вспомним совет Козьмы Пруткова.
Зри в корень
Люди воруют, чтобы красиво пожить: рестораны, виллы, лимузины, яхты… А современный мир помешался на красивой жизни. Её славят и воспевают в каждом фильме – никакой хеппи-энд уже не хеппи-энд без денег, а винтажные чемоданы с долларами на эту роль уже не годятся – герой должен войти в самый топ общества, получить бессчётные счета в банках, мировую славу и всемогущество. На этом фоне трагикомичные попытки переснять советские шедевры аскетики и морали демонстрируют лишь непонимание исторического момента.
Люди воруют, потому что на красивую жизнь не заработаешь. Тем более там, где зарплаты честного человека не позволяют жить не то что красиво, но даже просто достойно. Тем более там, где производство задавлено импортом и специалисты нужны намного меньше, чем коммерсанты.
Нам изо дня в день показывают людей, пирующих во время чумы, богатеющих на фоне кризиса. Деньги де-факто стали главной ценностью жизни, всё больше определяющей остальные отношения, как золотой телец у евреев в пустыне. Думается, что главная причина коррупции всё же в этом, а не в отсутствии расстрелов.
Что с того?
Почему же красивая жизнь стала главной ценностью? Никогда раньше технологии и прогресс не приносили человеку столько возможностей вкусно, интересно и с комфортом провести своё время. Золотого тельца наших дней сделал колосс прогресса. Миллионы маркетологов во всех сферах потребления ведут нескончаемую «гонку вооружений» в борьбе за человеческий разум и волю, чтобы получить доступ к нашему кошельку. Глянцевый блеск индустрии роскоши сводит людей с ума. Интернет, появившись как средство общения, превратился в мощный инструмент рекламных манипуляций.
Но всё-таки только от человека зависит, принять ли искушение и стать его жертвой – или остаться свободным, продолжая следовать своей цели. Весь вопрос в том, какова эта цель.
Любители расстрелов часто оказываются по совместительству поклонниками Сталина, закрывая глаза на то, какой ценой стране дался сталинский порядок – почти 1800 расстрелянных только за веру, не говоря об остальных. Но страхом ли была сильна страна при Сталине, страх ли был причиной её подвигов и достижений? Или всё же мечта о новом мире справедливости и счастья?
Величие страны не в количестве и жестокости способов наказания, а в великой цели, ради которой она существует, которой она служит. И России не нужно ломать голову над поиском и изобретением такой цели. Всегда, когда наша страна была сильна, она следовала ей. А когда переставала следовать, слабела и рушилась. Верните эту цель на место – и все проблемы решатся сами собой без помощи зла, подобно тому, как солнечный свет и чистый воздух лечат застарелые болезни без помощи ампутации.