США могут покинуть НАТО в случае победы Трампа на президентских выборах в Америке. В этом случае, по прогнозам самих западных аналитиков, существование Североатлантического альянса будет под угрозой. Скорее всего, он просто развалится, а Россия избавится от экзистенциальной угрозы. Есть ли поводы надеяться на лучшее? Автор: Игорь Пшеничников
На известный дурацкий вопрос, выйдет ли сейчас из-за ближайшего угла блондинка, даётся такой же дурацкий ответ: 50 на 50. Но именно так, и вполне серьёзно, европейские партнёры США по НАТО оценивают шансы выхода Соединённых Штатов из альянса в случае победы Дональда Трампа на предстоящих в Америке 5 ноября президентских выборах. И эта перспектива повергает некоторых из их в шок на фоне самовнушения о том, что Россия непременно должна захватить всю Европу — до Португалии.
Предположения о выходе США из НАТО основываются на многочисленных высказываниях Трампа в бытность его президентом, когда он требовал (и добился), чтобы европейцы платили в общий бюджет НАТО по 2 % своего ВВП.
Но отправным пунктом для нынешней головной боли европейцев стало февральское заявление Трампа о том, что он разрешит России делать всё что угодно с любой страной НАТО, которая не будет выполнять свои финансовые обязательства перед альянсом. Трамп заявил это на митинге в Конуэе, в Южной Каролине.
Между тем Трамп ничего нового не сказал. Просто его последние заявления о НАТО легли на уже подготовленную почву. В бытность Трампа президентом были опубликованы разного рода аналитические записки, суть которых сводилась к тому, что европейцы должны не просто увеличить свои взносы в НАТО, но сами должны заботиться о своей безопасности. При этом США не будут ничего вкладывать в «мирное небо» над Европой и тем более не пошлют туда своих солдат.
В мае 2017 года Эгмонтский королевский институт по международным делам (один из ведущих западных мозговых центров) опубликовал де-факто программную статью Джолиона Ховорта (Jolyon Howorth) «Стратегическая автономия и сотрудничество между ЕС и НАТО: квадратура круга». В ней автор указывал, что главные вызовы Соединённым Штатам в XXI веке придут из Азиатско-Тихоокеанского региона. Этим регионом Штаты, мол, и займутся. А Евросоюз, по словам эксперта, должен сам заниматься своими проблемами, в первую очередь «российской проблемой Европы», «при подлинной стратегической автономии». Но, естественно, под присмотром США и при военном снабжении со стороны американского ВПК.
Европа, мол, должна приобрести «опыт и уверенность решать будущие вызовы самостоятельно», писал Ховорт. А что это значит? Ровно то, что США не будут участвовать ни в каком европейском конфликте и тем более в конфликте европейских союзников США с Россией.
Статья о «стратегической автономии» Евросоюза появилась в контексте затеянной тогда Трампом межатлантической дискуссии о том, что Европа сама должна платить за свою безопасность. Вот европейцам доходчиво и объяснили, как это может выглядеть на практике. Ну а те всё поняли как надо.
И в конце 2017 года Европейский совет принял решение о реализации программы «Постоянного организованного сотрудничества» европейских стран в области безопасности (Permanent Structured Cooperation — PESCO), которая предусматривала создание европейской армии. О присоединении к PESCO заявили 25 стран ЕС.
Была создана иллюзия — чтобы сохранить лицо европейцев, — будто ЕС сам создаёт PESCO ради «стратегической автономии. На деле ЕС выполнял указание вашингтонского «обкома», которым на тот момент руководил Трамп. Однако в силу бюрократических проволочек, устроенных европейцами в оправдавшейся-таки надежде об уходе Трампа, вопрос о PESCO был Евросоюзом замылен.
Вопрос о PESCO был прелюдией, предчувствием конца НАТО. Но в 2020-м в Белом доме воссел Байден и всё «исправил». И Европа вздохнула облегчённо. Однако теперь европейцы снова в той же истерике, что и в первое президентство Трампа.
Американский аналитический центр RAND Corporation недавно опубликовал доклад, в котором говорится, что уже сейчас европейские страны альянса смотрят по-разному на вопросы инвестиций в военное производство и на закупки вооружений.
Украинский конфликт привёл к тому, что в мире возникли новые логистические цепочки и пространства для инвестиций. Франция и Германия вкладывают в свои производства, а Польша вдруг стала военным партнёром Южной Кореи. Все страны Запада адаптируются и ищут новые стратегии для того, чтобы обеспечить себя оружием и снарядами, — говорится в публикации RAND Corporation.
Хотя в войну с Россией европейцы, включая брюссельскую бюрократию, не верят. А если кто-то в Брюсселе или в других европейских столицах и говорит с высокой трибуны о грядущей войне с Россией, так это по американскому либретто.