Когда-то, даже первые годы после возникновения Израиля, в России и СССР проживала основная часть мирового еврейства. После войны детей Сиона у нас было около двух миллионов, кажется. Но затем это количество постепенно снижалось из-за постоянной эмиграции на историческую родину или в Америку.
В конце концов, на момент распада Советского Союза в стране осталось примерно 1,5 миллиона представителей этого народа. Основная их часть уехала в течение следующих двадцати лет. На своей исторической родине эту волну репатриации называют «большая советская алия», и ее участников очень ценят за их образование и профессиональные навыки.
Но часть русских евреев все равно осталась. Более того, их численность даже немного увеличивается за счет естественного прироста или обратной эмиграции. Сейчас Россия со своими 150-ю тысячами еврейского населения находится в мире по этому параметру на седьмом месте.
В каких же эти люди предпочитают жить городах? Давайте начнем от меньшего к большему.
По иронии судьбы, начинаем мы с сурового Челябинска — города, который спорит с Екатеринбургом за статус столицы Урала. В 1930-е годы тут началась ускоренная индустриализация, в которой участвовали и еврейские специалисты — строители, инженеры, администраторы. В военные годы предприятий стало еще больше, причем, это, главным образом, военное производство, металлургия и тяжелая промышленность. Образованные кадры были в цене. В общем, Челяба седьмой, хотя от традиционных еврейских мест жительства тут очень и очень далеко.
Шестым идет Ростов-на-Дону. В царское время жить в городе евреям было запрещено из-за черты оседлости, но затем он стал первым пунктом в еврейском освоении России. Сейчас тут имеется синагога, несколько школ, и планируется дальнейшее расширение еврейской инфраструктуры.
Нижний Новгород сейчас пятый, но когда-то он был одним из крупнейших еврейских мест в России, уступая, наверное, только обеим столицам. В эпоху Российской империи здесь проводилась крупнейшая сельскохозяйственная ярмарка, которая привлекала купцов со всей страны. Евреев среди них было немало, и их потомками являются не менее 20-ти тысяч горожан.
Самара, которая на четвертом месте, получила свое еврейское население в середине 19-го века — эти люди занимались индустриализацией края и были, в основном, ценными специалистами. Уже в конце столетия им разрешили построить свою синагогу, работы над которой начались немного позднее. Иудейский дом молитвы постройки 1908-го года стоит до сих пор, и чудо как хорош.
Тройку лидеров открывает Екатеринбург. Как и в Самаре, первыми поселившимися здесь евреями были кантонисты, т.е., солдаты иудейской веры, отслужившие в армии. В дальнейшем появились предприниматели, а в советские годы евреев здесь стало довольно много. Израильский боец ММА Шимон Смотрицкий, о котором я писал ранее, проживает и тренируется именно здесь, т.к. в городе у него живет родня.
Вторым идет Санкт-Петербург, который с имперских времен был главным центром российских евреев, т.к. являлся столицей. Тут множество еврейских организаций и действует несколько синагог.
Москва предсказуемо является первой. Как столица страны и крупнейший ее город, она является магнитом для россиян любой национальности, не исключая детей Сиона. Крупнейшие еврейские организации РФ находятся именно здесь. Многие из них, кстати, распространяют свою деятельность не только на Россию, но и на весь мир.