Одним из ключевых участников обмена между Россией и Западом стал сотрудник ФСБ Вадим Красиков, приговоренный в Германии к пожизненному заключению по делу об убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Как западные СМИ объясняют столь упорные усилия по его возвращению и какой выход нашли немецкие власти, чтобы «легализовать» его освобождение, — в материале RTVI.
Хангошвили застрелили в конце августа 2019 года в центре Берлина. Spiegel в совместном расследовании с другими изданиями утверждал, что арестованный по обвинению в убийстве Вадим Красиков связан со спецназом ФСБ.
Сам Красиков утверждал, что его зовут Вадим Соколов и он приехал в Берлин как турист. Президент России Владимир Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону в феврале 2024 года, не называя имен, упомянул человека, который «из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита». Предположительно речь шла о Красикове.
Только после состоявшегося обмена пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Красиков является сотрудником ФСБ. По словам представителя Кремля, он служил в подразделении «Альфа» вместе с некоторыми действующими сотрудниками охраны Путина и они «поприветствовали друг друга» при встрече.
Президент лично встретил в аэропорту вернувшихся россиян. Он пожал Красикову руку, приобнял и сказал: «Здорво».
Как шли переговоры об обмене
Американский чиновник в разговоре с Reuters заявил, что Красиков с 2022 года начал фигурировать в разговорах о возможном обмене с США вскоре после ареста американской баскетболистки Бриттни Грайнер по делу о хранении наркотиков.
Помимо Грайнер, в обмен на Красикова российская сторона якобы готова была отдать бывшего морпеха Пола Уилана, приговоренного к 16 годам колонии по обвинению в шпионаже, утверждают источники агентства. Проблема была в том, что Красиков содержался не в США, а в Германии. Кроме того, сначала в Вашингтоне сочли предложения о его обмене несерьезными, пишет Reuters.
К моменту приговора Красикову Олаф Шольц только вступил в должность канцлера ФРГ, поэтому освобождение россиянина на тот момент стало бы для политика «чрезвычайно спорным шагом», отмечает The Washington Post (WP).
Чтобы убедить Германию выдать Красикова, «потребовалось широкое дипломатическое взаимодействие» с непосредственным участием президента США Джо Байдена, рассказал советник американского лидера по национальной безопасности Джейк Салливан, слова которого приводит AFP.
Почему Красикова так хотели вернуть: версии СМИ
Российский источник WP, знакомый с процессом обмена, утверждает, что Москва «была готова многое отдать за Красикова, но не хотела, чтобы это так выглядело».
По словам американских чиновников, они до сих пор не совсем понимают, почему российские власти так добивались освобождения Красикова, пишет издание. Но именно он оказался «стержнем сделки», а не «известный американский журналист или борец за свободу демократии», отмечает газета.
Как утверждает The Wall Street Journal (WSJ), работа над возвращением Красикова началась не в 2022-м, а раньше после приговора немецкого суда.
Пытаясь объяснить повышенный интерес к Красикову, западные разведчики предположили, что он мог быть «личным телохранителем» Путина, пишет издание. Аналитики высказывали мнение, что Путин и Красиков могли быть знакомы с 1990-х годов, когда Путин был заммэра Санкт-Петербурга, говорится в публикации.
Сам Красиков, как утверждает WSJ, заявил охране в немецкой тюрьме, что Россия «не оставит его гнить» в заключении.
Не помилование: какими путями Германия освободила Красикова
По законам Германии возможность отменить приговор о пожизненном заключении появляется не раньше чем после отбытия 15 лет, отмечает Welt. Красиков провел в немецкой тюрьме три года.
Еще одним вариантом было помилование президентом Германии, но в его канцелярии изданию сообщили, что прошение от Красикова не поступало. В итоге немецкие власти прибегли к депортации. Уголовно-процессуальный кодекс страны допускает такой вариант для осужденного.
Красикова переправили в Россию в наручниках и пуленепробиваемом шлеме, следует из видео, распространенном ФСБ.
Генпрокурор Германии возражал против освобождения Красикова, но Минюст решил иначе, поскольку аргументы против дальнейшего исполнения наказания оказались весомее, заявили в министерстве.
«Дальнейшее исполнение приговора создало бы риск серьезного ущерба для ФРГ и ее интересов внешней политики и политики безопасности. Кроме того, ему противостоят приоритетные общественные и гуманитарные интересы», — цитирует заявление Минюста Русская служба «Би-би-си». Когда обмен состоялся, Шольц заявил, что решение об обмене Красикова было трудным. Канцлер обосновал его «интересами свободы и неприкосновенности невинно заключенных».
Решающим фактором для немецкого правительства было обязательство «защищать граждан Германии, а также солидарность с США», добавил Шольц.
* внесен Минюстом России в реестр иноагентов