31 декабря 1999 года Борис Ельцин объявил, что уходит. 2000 год Россия фактически встречала «без царя». Это был последний из «кульбитов» Бориса Николаевича. Почти никто не удивился — «ельцинская эпоха» приучила народ ко многому.
Лихое время
Эпоха ельцинского правления пришлась на 90-е годы XX века. В народе это время прочно окрестили «лихими годами». При должном уровне поддержки «сверху», солидном заряде авантюризма и сумме других (часто случайных) факторов человек мог быстро «подняться». Мог, правда, так же быстро и разориться, а то и погибнуть. Все «крутились». Люди учились делать деньги из всего, до чего доходили руки. Была объявлена свобода торговли. Появились «челноки». В начале 90-х страна жила по наитию, малые и средние финансовые потоки контролировались чёрным рынком. Шёл большой передел. ОПГ. Разборки. Рэкет. Ситуация была пущена на самотёк. Пока из тех, кто барахтался наиболее успешно, не выделилась группа самых способных. Их бизнес приобрел легальный статус, рынки оказались поделены и взяты под контроль силовиками. Как в анекдоте, пока дети не научатся плавать, воду в бассейн не пускали.
– Вова, – говорил он, хватая Татарского за руку и сверкая глазами, – сейчас особое время. Такого никогда раньше не было и никогда потом не будет. Лихорадка, как на Клондайке. Через два года все уже будет схвачено. А сейчас есть реальная возможность вписаться в эту систему, придя прямо с улицы. Ты чего, в Нью-Йорке полжизни кладут, чтобы только с правильными людьми встретиться за обедом, а у нас…
Виктор Пелевин. «Generation П»
Царь/свита
Ельцин был непредсказуем. Это и знали и в России, и за рубежом. Весь мир с изумлением смотрел на телеэкраны, когда пьяный президент России в Берлине взялся вдруг дирижировать духовым оркестром, а потом запел «Калинку-малинку». Подобных номеров он выкидывал немало. Ельцина не раз называли «царём Борисом», имея в виду приоритет его характера и даже куража над объективным развитием ситуации, но, как и всякого царя, Ельцина во многом делала свита: семья, чиновники, «семибанкирщина». При всей своей жёсткости, Ельцин любил широкие жесты и умел прощать, что тоже подчеркивало его «царскую» натуру.
«Достиг я высшей власти… но счастья нет моей душе»
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
Реформы
Время Ельцина — время реформ. Формально большинство из них было направлено на демократизацию общества, фактически — на формирование имущественного и финансового расслоения в обществе. Страна при Ельцине с немалыми потрясениями перешла от плановой экономике к экономике рыночной. Происходило это, конечно, не в безвоздушном пространстве: осуществление реформ требовало немалых вложений, которые поступали (в том числе) и из за рубежа.
Война
«Берите независимости столько, сколько можете унести», — обронил как-то Борис Ельцин, говоря о статусе союзных республик… Никто, как говорится, за язык Бориса Николаевича не тянул.
Чеченские войны стали настоящим проклятием ельцинского правления, а малодушное Хасавюртовское соглашение — фатальной ошибкой президента. Формально Чечня входила в состав России как «республика с особыми условиями», а фактически была территорией, куда перечислялись огромные деньги из российского бюджета, но где не действовал ни один федеральный закон. Впервые с Брест-Литовского мира Россия платила контрибуцию. И главная «заслуга» в том, что Россия сначала угробила десятки тысяч своих солдат, а потом униженно выплачивала контрибуцию бандитам, принадлежит исключительно Ельцину.
Сила СМИ
Ельцинское время стало временем рассвета средств массовой информации. Ельцин и сам во многом являлся продуктом этих самых СМИ. Декларируемая Ельциным свобода слова была для него «священной коровой», козырем, благодаря которому он набрал политический вес в самом начале и победил на выборах в 1996 году. Те выборы стали триумфом PR-индустрии. Рейтинг Ельцина, благодаря СМИ и успешно проведенной предвыборной кампании, за полгода вырос с 5 до 60 процентов. Ельцин активно «ходил в народ», плясал на сцене, ломал горшки на сабантуях. СМИ всё это активно освещали, народ проникался любовью к всенародному президенту («Голосуй сердцем»). Был ещё эпизод с «коробкой из-под ксерокса», но он тоже вполне типичен для ельцинского времени. За поддержку кампании платили «живыми» деньгами.
Семибанкирщина
Ельцинская победа на выборах 1996 года была поддержана влиятельными бизнесменами и банкирами (от Березовского до Потанина), что не удивительно: своим положением они во многом были обязаны именно Ельцину. Победивший на выборах «царь Борис» был щедр: некоторые из олигархов были награждены правительственными наградами, другие — получили по смехотворным ценам в свое ведение бесценные активы. Это привело к тому, что «семибанкирщина» стала напрямую влиять на государственные процессы. «Приятельский капитализм» стал одной из язв ельцинской эпохи.
Рокировочки и загогулины
Последние два года правления Ельцина были отмечены «чехардой» премьер-министров. Цепочка Черномырдин-Кириенко-Примаков-Степашин-Путин составлена из столь разных людей, а перестановки происходили так быстро (за полтора года – пять премьеров), что мало кто понимал суть происходящих событий. Вероятнее всего, главная причина «рокировочек» – поиск Борисом Ельциным преемника, который мог бы обеспечить безопасность членов «семьи», включая его самого, и защиту их экономических интересов. Россия с интересом и непониманием следила за этой чехардой, пока перед новым, 2000 годом, «царь Борис» не объявит последнюю для своей эпохи «рокировочку» и уступит место Владимиру Путину.