Ренат Батыров о предстоящей 33-й Всемирной конференции IASP в Москве
Чем будет отличаться сентябрьская 33-я Всемирная конференция IASP от всех предыдущих, что такое технопарки, и как конференция поможет российским стартапам выйти на мировой рынок, «Газете.Ru» рассказал Ренат Батыров, генеральный директор Технопарка «Сколково».
С 19 по 22 сентября в Москве пройдет 33-я Всемирная конференция IASP (Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития). Мероприятие посетят более полутора тысяч участников из 70 стран мира. Генеральный директор Технопарка «Сколково» Ренат Батыров рассказал отделу науки о деталях предстоящего мероприятия.
— О том, что IASP 2016 будет проходить в Москве, стало известно еще два года назад. Скажите, пожалуйста, как шла подготовка к конференции?
— После того как в 2014 году в Дохе победила наша заявка, мы сформировали организационно-исполнительные комитеты и начали активную подготовку к конференции. Мы разработали тему, программу, определили даты конференции, организационные блоки и все это согласовали с коллегами из Ассоциации. Естественно, наши представители вошли в steering committee («комитет по управлению программой»). Насколько это было возможно, мы старались влиять на повестку и выбор спикеров. В подготовке к конференции вместе с нами принимали активное участие наши коллеги из правительства Москвы, Научного парка МГУ, Фонда «Содействие» и «Российской венчурной компании».
— По каким критериям проходил конкурсный отбор за право проведения IASP?
— Так же, как и в случае с Олимпиадой или Чемпионатом мира по футболу, проводились выборы. Правом голоса обладал каждый полноправный член Ассоциации. В своей заявке мы старались наиболее полно отразить уровень инновационного развития нашей страны и российских технопарков, нашу готовность к высокому уровню организации мероприятия. Как показали результаты, мы были достаточно убедительны и в итоге получили 121 голос, еще 45 членов проголосовали за Стамбул и 39 – за технопарк в Утрехте. Из всего количества набранных голосов было всего 30 российских, остальные мы получили от представителей технопарков Кореи, Италии, Франции, Малайзии, Греции и других стран-участниц IASP.
— Конференция будет проходить в 33-й раз. Скажите, пожалуйста, что принципиально новое будет представлено в Москве?
— Обычно конференции состоят из докладов, сессий, круглых столов, дискуссий. Кроме всего перечисленного на IASP 2016 мы представим Open innovation market place. Это будет своего рода трансфер технологий: 50 стартапов, специально отобранных международным жюри, смогут выступить перед представителями российских корпораций, правительства Москвы и различных департаментов – ЖКХ, здравоохранения, культуры, транспорта – и предложить свои решения для последующего внедрения и локализации на российском рынке. Еще одно интересное мероприятие – фестиваль робототехники и дополненной реальности. Робототехника сегодня – это не игрушка и шоу, а полноценная часть экономики, которая довольно активно и динамично развивается. Отдельная сессия будет посвящена soft landing, или программам поддержки стартапов, которые есть во всех крупных технопарках мира. К примеру, стартапы из России приезжают в Бразилию или Корею и выходят на местный рынок. При этом у них уже есть связи с зарубежным технопарком, который может предоставить необходимую помощь. Это станет хорошей возможностью обменяться опытом и найти себе партнеров за рубежом не только для технопарков, но и для стартапов, а также для наших крупных компаний.
— Тема IASP 2016 звучит как «Глобальный разум – объединение инновационного сообщества с целью интернационализации, устойчивого развития и роста». Что обусловило название «глобальный разум»?
— У того, чем мы занимаемся — у инноваций, мысли, бизнеса — нет границ и нет барьеров. Часто мы видим, как у одной и той же компании есть офисы разработки в России, офисы поддержки в Индии, офисы продаж в Гонконге, в Европе и Северной Америке (например, в Калифорнии). Все это объединяется на площадках технопарков в сотрудничестве с университетскими научными парками. В теме конференции мы подчеркиваем эту космополитичность и нацеленность на совместную работу вне зависимости от того, где мы находимся.
— В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные отличия, достоинства и преимущества российских технопарков по сравнению с зарубежными?
— У нас хорошая научная школа не только в Москве, но и Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Казани – и этот список городов далеко не полный. У нас хорошо развивается исследовательская инфраструктура, лаборатории, центры коллективного пользования. При этом мы сталкиваемся с еще довольно молодой наукой управления технопарками и зонами инновационного развития. В этом нам есть чему поучиться у иностранных коллег. Пока не очень высока степень кооперации с международными технопарками, но именно это мы собираемся преодолеть, в том числе и с помощью проведения этой конференции. Мы хотим ярко блеснуть на мировой инновационной карте и дать возможность российским технопаркам выйти на международный рынок напрямую, завязав знакомства на конференции.
— Одна из целей проведения конференции – формирование глобального сообщества и вывод стартап-компаний на мировые рынки. Что сегодня за рубежом могут предложить отечественные технологичные стартапы?
— Мы ничуть не отстаем от иностранных коллег. Это связано не только с ростом инвестиций, но и с увеличением конкуренции. Конечно, в США, Европе и Азии это началось раньше, и сейчас эти регионы обладают несколько большими ресурсами по сравнению с нашими стартапами. Но это не сказывается ни на количестве, ни на качестве, ни на развитии талантов в нашей стране. У нас есть много примеров, когда компании-резиденты «Сколково» создавали технологию, которая не имела аналогов в мире. Например, одна из таких компаний разработала метод 3D-сканирования человека. В основном это используется для онлайн-ритейла, но на самом деле, область применения может быть существенно шире. Другая компания занимается исследованиями и разработками в области IT. Почти все крупнейшие мировые компании, такие как Sony, Google, Microsoft уже создали очки виртуальной реальности, и наши инженеры тоже не отстают. Наши компании создают PLM (product lifecycle management — «технология управления жизненным циклом изделий») или системы, которые применяются для проектирования сложных инженерных конструкций, и они ничуть не уступают мировым аналогам. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что нам есть что предложить на мировом рынке. Я привел только несколько примеров, но на самом деле их сотни в нашей орбите.
— Расскажите, пожалуйста, о технопарках в других странах.
— Например, китайские коллеги строят целые города для инженеров, ученых и предпринимателей, в которых живут сотни тысяч человек. Это похоже на то, что хотим сделать мы. «Адлерсхоф» в Германии – это интересный пример взаимодействия университета, государства, технопарка и бизнеса. В Малаге (Испания) из туристического и сельскохозяйственного региона сделали довольно мощный инновационный хаб, в котором уже работают около 30 тыс. человек.
— В рамках проведения IASP участники смогут обсудить тенденции развития технопарков. По какому сценарию, на ваш взгляд, будут меняться технопарки?
— В недавнем прошлом технопарки были просто офисными центрами, «квадратными метрами», бетонными коробками, потом они наполнились оборудованием, стали центрами НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), центрами исследований и разработок. Далее технопарки стали event-площадками, где проводились десятки и сотни профильных мероприятий: конкурсы, конференции, форумы. Следующий шаг в развитии технопарков – это культурные центры. Я бы назвал их «дома новой культуры», где возможно соединение технологии и искусства, того, что способствует развитию резидентов, жителей этого технопарка, что помогает их коммерциализации. Технопарки станут частью городской среды, будут содействовать развитию социальных инициатив граждан и установлению связей между ними, увеличению роли взаимодействия науки и бизнеса. Это будет площадка для контактов и общения не только на профессиональные темы. В индустриальную эпоху ведущими предприятиями были заводы и фабрики: вся жизнь строилась вокруг них, они были центрами притяжения. В постиндустриальную эру им на смену должны прийти технопарки как центры сосредоточения всех умных, талантливых и креативных людей.