«Южный поток» должен был вступить в строй в 2015 году. Все изменила позиция Болгарии, которая, несмотря на колоссальные финансовые будущие потери, в угоду Вашингтону фактически торпедировала этот очень выгодный для себя проект. И сделала это тогда, когда Россия вложила в его реализацию миллиарды долларов и даже перешила под него внутрироссийские газовые сети. Сегодня ситуация очень схожая. От позиции Болгарии во многом зависит, будет востребована вторая нитка «Турецкого потока» или нет…
Уроки «Южного потока»
Идея «Южного потока» (как и его северного собрата) возникла сразу после того, как выяснилась «особая» позиция первого украинского постмайданного правительства. Виктор Ющенко явно шел на поводу Госдепа и украинский газовый транзит в Европу мог в любой момент быть прерван, что ставило европейские страны в очень опасное положение и делало их еще более зависимыми от воли Вашингтона.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группу ВКонтакте и блог Дзен.
Германия срочно озаботилась прокладкой газопровода по дну Балтийского моря, а страны-покупатели российского газа из южной Европы начали всерьез задумываться о прокладке такой же трубы вокруг Украины, но уже с юга.
Дело шло не так быстро, как на севере, но к началу 2014 года проект уже вышел на финишную прямую. В России полным ходом готовили наземную инфраструктуру. Прокладка морской части газопровода должна была начаться в декабре, для чего десятки километров труб первой нитки уже были свезены в Варну, но 1 декабря президент России Владимир Путин вдруг сообщил, что проект закрыт и возврата к нему больше не будет.
И решающей здесь стала позиция Софии, которая с апреля 2014 года с явной подачи Госдепа США, искала всяческие увертки, чтобы вначале отложить реализацию проекта, а затем и вовсе от него отказаться. Формально поводом для этого стали события на Украине и желание «сохранить европейское единство». Но все это были лишь благозвучные слова и не более того. Все остальные европейские участники проекта — Италия, Сербия, Венгрия, Австрия и Греция — были за его реализацию. Но Болгария была глуха к их просьбам…
Турецкая альтернатива
Российский президент не зря 1 декабря 2014 года поставил крест на «болгарской трубе». Именно в этот день закончились его плодотворные переговоры в Турции с президентом Реджепом Эрдоганом, в ходе которых тот согласился «занять место» Болгарии.
Во многом такое решение было вынужденным для обоих стран. И Москва, и Анкара желали сохранить газовые поставки российского газа в западную часть Турции. С учетом их новых партнерских отношений, они не хотели быть зависимыми от воли США, а потому решили заниматься газовым бизнесом без посредников. Кроме того, Турция была совсем не прочь стать южным газовым хабом Европы и быть таким же важным и незаменимым газовым «партнером» для средиземноморских стран, каким постепенно становилась Германия для северной части континента.
А отсюда и возникла идея «Турецкого потока», в котором одна нитка должна была снабжать собственно Турцию, а вторая стать началом балканской обходной (по отношению к Украине) газовой магистрали.
Позиция Болгарии вновь решающая
И вновь у Москвы возникла дилемма, куда ее газ пойдет из Турции далее? Либо через Грецию, либо через Болгарию. Какой маршрут избрать? Обе страны на словах были готовы участвовать в проекте, но и обе могли затем его торпедировать, как это случилось в 2014-м с «Южным потоком». Выбор пал именно на болгарский маршрут, скорее всего, именно потому, что сегодня София очутилась в тупиковой ситуации, из которой она может выйти, только одновременно помогая «Газпрому».
Письмо последнего в адрес Софии не оставляет правительству Болгарии никакого выбора. Газ с севера (через Румынию) с января 2020 года идти в страну больше не будет. Из газопровода TANAP София будет получать ежегодно 1 млрд кубометров газа (из необходимых ей 2,5 млрд. кубов). Других альтернативных путей на сегодня нет, а рассчитывать на дополнительные объемы из Азербайджана тоже не приходится.
Поэтому надо соглашаться на российские предложения и без проволочек строить продолжение «Турецкого потока». А то может так случиться, что на любой «болгарский» форс-мажор в январе 2020-го найдется точно такой же форс-мажор со стороны «Газпрома». И тогда болгары рискуют следующей зимой попросту замерзнуть, а в такой ситуации маловероятно, что София вновь рискнет послушаться «доброго совета» из-за океана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Германия не упустит «Северный поток-2». Украине предложили выход из ситуации с газопроводом
Юрий Подоляка, специально для Новостного агентства «Харьков»