История взаимоотношений власти в Российской империи и еврейской общины была сложной и противоречивой.
Одна из ее страниц – изгнание евреев из Москвы в 1881 году. Почему власти приказали выехать всем евреям из Москвы?
Особенности еврейского вопроса
До определенного момента в истории России в ней не проживали евреи-иудеи. Им попросту был запрещен въезд в страну для поселения. Причиной было нежелание православных властей увеличивать число людей другой религии в и без того сложной, многоконфессиональной стране.
Но при Екатерине к империи были присоединены бывшие польские земли. А на них уже много веков проживали евреи.
Так в числе граждан России оказались иудеи.
Власть их не жаловала. Но решения Екатерины, вынужденной принять евреев в число своих подданных, были противоречивыми.
С одной стороны, императрица запретила публичное употребление оскорбительных наименований для представителей этого народа, признала их жителями России и разрешила приписываться в сословия мещан или купцов.
С другой стороны, законы империи во многом ограничивали права еврейских общин. Им создавали препятствия к поступлению в учебные заведения. Евреям запрещалось жить в крупных городах.
Для них была определена так зона оседлости, существовавшая с 1791 года. Евреи могли иметь или снимать жилье лишь в местечках.
Иудеям не удавалось получить место чиновника или стать офицером. Исключения делались только для выкрестов – евреев, принявших христианство.
Ограничения стали для еврейских общин своеобразным эволюционным фактором. Им пришлось развивать ремесла и мелкий бизнес – евреи становились портными, сапожниками, открывали шинки и трактиры, лавочки и кустарные заводики, производили молочные продукты. При любой возможности они старались выучить детей, чтобы они стали юристами, врачами, финансистами.
Евреи часто занимались ростовщичеством или инвестициями.
Царь-освободитель
Ситуация изменилась при Александре Втором. Император не только отменил крепостное право. Царь смягчил некоторые ограничения для евреев. Они смогли поселиться в столицах, проще стало отдать детей учиться. Вместе с тем их стали призывать в армию на общих основаниях как полноправных граждан.
Приказываю постричься!
После убийства Александра Второго ситуация вновь изменилась. По стране прокатились погромы. Причина была не только в подозрениях на участие в заговоре против царя. После отмены крепостного права в города пошел поток нищих крестьян. Мелкие лавочники, трактирщики, ремесленники-иудеи вызывали у них злость, так как создавали конкуренцию. Власть использовала эти настроения, чтобы перенаправить агрессию толпы на иудеев – якобы те эксплуатируют русских и наживаются за их счет.
Новый император Александр Третий отменил все смягчающие еврейский вопрос решения своего отца.
Семья Александра III, в том числе и брат-губернатор
Московским губернатором стал его брат. Он также был настроен на преследование евреев. А их к тому моменту во второй столице уже было довольно много – около 3% населения. Причем среди купцов евреем был каждый пятый. Удаляя иудеев из Москвы, губернатор рассчитывал снизить напряженность среди городских жителей, убрав из города их конкурентов.
Масла в огонь подлили высказывания главы Синода Победоносцева. Он обвинял иудеев в разложении русского народа. Ведь евреи, соблюдая шаббат в субботу, выходили на работу и открывали лавочки с трактирами в воскресенье. По мнению властей, они тем самым развращали и спаивали народ.
В 1891 году еврейской общине было предписано в полном составе покинуть Москву и уехать в зону оседлости. Семьи лишались своих доходов, занятий, имущества.
Цинично указ о выселении был опубликован в день иудейского праздника Пейсах. Сначала речь шла только о купцах и мещанах, но позже выселили даже отслуживших в армии солдат-евреев.