опубликовано в 12:55 lenta.ru

Почему нельзя вскрывать цинковые гробы, поступающие из зоны СВО

Почему нельзя вскрывать цинковые гробы, поступающие из зоны СВО

Во время СВО ответственные лица, которые организуют погребение бойцов, часто настаивают на неприкосновенности «груза 200». Порой это приводит к непредвиденным последствиям: тела путают, а родные сомневаются в официальной версии. Зачем россиянам вскрывать цинковые гробы участников СВО и можно ли это делать?

Еще в советские времена семьям, потерявшим родных на войне в Афганистане, строго запрещалось вскрывать цинковые гробы. И сегодня, во время СВО, ответственные лица, которые организуют погребение бойцов, часто настаивают на неприкосновенности «груза 200». Порой это приводит к непредвиденным последствиям: были случаи, когда родственникам привозили останки чужих людей. Кроме того, родные могут сомневаться в официальной версии случившегося с их близким человеком на фронте. Можно ли на самом деле вскрывать цинковый гроб и почему это запрещают делать — разбиралась «Лента.ру».

Редакция направила запрос в Минобороны России с просьбой разъяснить порядок вскрытия цинковых гробов в том случае, если этого требуют родные.

Что такое «груз 200»?

Термин «груз 200» появился в годы Афганской войны (1979-1989). Есть несколько версий его происхождения. Одна из них отсылает к приказу Минобороны СССР от 8 октября 1984 года №200, который регулировал правила перевозки тел погибших военных на воздушном и наземном транспорте. После этого приказа термин стал широко использоваться военными в разговорах, упрощая процесс организации перевозок. Якобы подобное обозначение помогало скрыть содержимое груза от противника.

Однако более вероятно, что термин «груз 200» связан с весом цинкового гроба. В соответствии с приказом №200 для перевозки военным или гражданским авиатранспортом контейнера с телом выдавался специальный талон на 200 килограммов груза.

На сайте села Щербаково Свердловской области в разделе «Имена» уже несколько недель висит объявление о предстоящем прощании с 47-летним земляком Вячеславом Сараевым. Он заключил контракт в июне 2023 года. А 15 января 2024 года его не стало. В небольшой заметке со ссылкой на слова командира отделения сообщается, что Вячеслав был направлен на передовую выполнять боевую задачу. В блиндаж, где он находился с сослуживцем, влетел дрон-камикадзе. Трагедия произошла в районе города Кременная в ЛНР. На сайте также приводится фотография Ордена мужества, которым боец награжден посмертно.

В последний путь его должны были проводить в конце января на кладбище в Щербаково. Односельчане заказали табличку с именем Сараева, чтобы позже установить на сельском памятнике героев.

Однако похороны в последний момент были перенесены на неопределенное время. Выяснилось, что в документах как причина смерти была указана сердечная недостаточность. Как заявил брат Сараева, неофициально военные сообщили им, что сердце у Вячеслава не выдержало испуга.

Останки бойца доставили в Свердловскую область в герметично запечатанном цинковом ящике. Когда родственники захотели увидеть тело, сопровождающие отнеслись к этому негативно. Как уточняет сетевое издание «Екатеринбург Онлайн», матери бойца пришлось обращаться в разные ведомства, чтобы получить разрешение на вскрытие гроба. Это ей нужно было для того, чтобы доказать, что ее сын был героем, и виной его кончины стал не сердечный приступ из-за испуга, а ранение. К тому же она опасалась, что из-за «небоевой» причины им могут отказать в выплатах.

Регулярно на форумах родственники участников СВО рассказывают, что цинк, в котором доставляются тела военнослужащих, им вскрывать запрещают. В начале ноября в Крыму при невыясненных обстоятельствах погиб 19-летний срочник из Карелии Андрей Лажиев. Его останки доставили в морг города Пиктярант. Родственники собирались провести дополнительную судмедэкспертизу. Как рассказывал журналистам отец военнослужащего Николай Лажиев, они с женой хотели в последний раз увидеть сына, однако распаять цинковый гроб им не дали.

Часто в регионах ритуальные компании, занимающиеся захоронением военнослужащих, требуют согласовывать процедуры прощания с военкоматом. В рекламном спецпроекте газеты «Вечерний Карпинск» со ссылкой на руководителя Уральской мемориальной компании «Обряд» Дмитрия Киреева утверждается, что если военнослужащий был мобилизованным, то решение о вскрытии цинка принимают родственники, а если он был контрактником — то военкомат.

Из-за того, что у родных не всегда есть возможность удостовериться и проверить факты, происходят накладки. В Екатеринбурге семье участника СВО пришлось дважды хоронить бойца: в первый раз вместо него в гробу оказался другой человек.

Россиянин был призван в зону СВО во время мобилизации. На СВО он успел отличиться, обнаружив группу украинских диверсантов и уничтожив часть солдат противника. Об этом сообщил один из федеральных телеканалов. Через неделю бойца не стало. Его привезли на родину и похоронили 3 января. Через четыре дня его близким позвонили из военкомата и сообщили, что по ошибке им выдали тело другого человека.

В Бурятии в июне 2023 года родственники бойца ЧВК «Вагнер» Сергея получили гроб с его останками. Родным сообщили, что Сергей погиб в зоне СВО. Цинковый контейнер решили не вскрывать по рекомендации сопровождающих — устроили прощание и похоронили бойца. А через месяц Сергей вернулся домой.

«Большинство семей, получающих «груз 200», с невысоким уровнем дохода»

«Лента.ру» попыталась разобраться, есть ли в этом деликатном вопросе какие-то правила. По словам председателя профсоюза работников ритуальных услуг Антона Авдеева, захоронение и кремация должны выполняться в гробах, которые обеспечивают минерализацию останков. То есть, по идее, не цинк и не алюминий.

Однако есть исключения, особенно в случае инфекционных заболеваний, когда для перемещения останков из одного региона в другой требуется разрешение Роспотребнадзора, содержащее пометку «без права вскрытия». Ритуальные организации строго соблюдают такие указания.

Но родственники могут нарушать требования, если не доверяют организации.

Владелец похоронного дома «Журавли» Илья Болтунов отмечает, что прямых законов, которые запрещали бы родственникам проводить распайку цинкового гроба, не существует. Он лично не сталкивался с тем, чтобы военкоматы запрещали это. Все — на усмотрение семьи. Но в подавляющем большинстве случаев такого желания не возникает.

«Большинство семей, получающих «груз 200», с невысоким уровнем дохода, — объясняет Болтунов. — Они в принципе не предполагают серьезных затрат на погребение. А если мы говорим про вскрытие цинка и каких-то действиях с телом, то это дорого, счет может идти на десятки тысяч рублей. В местности, куда в основном приезжают гробы, цена всего комплекса услуг по погребению — условно, 20-30 тысяч. Платить эти суммы, умноженные на два и три за реставрацию, не каждый готов».

Несмотря на это Илья Болтунов отмечает, что в его практике не было случаев, когда люди высказывали сомнения относительно того, кто находится в гробу, и требовали провести экспертизу останков.

«Чьи-то домыслы и местные распоряжения»

От того, как определена причина гибели, может зависеть размер компенсаций, который положен родственникам. Если это связано с боевыми ранениями и травмами — в общей сложности (вместе с региональными выплатами, которые разнятся) семья может рассчитывать на 9-11 миллионов рублей. Если в заключении будет указано, что причина «мирная» — например, болезнь, — выплаты в разы меньше. О том, могут ли семьи, не согласные с официальным заключением, оспорить это и потребовать экспертизы и можно ли что-то понять по старым останкам, «Лента.ру» спросила врача, судебно-медицинского эксперта Ольгу Фатееву.

«Лента.ру»: Почему запрещают вскрывать цинковые гробы?

Ольга Фатеева:

— Цинковый гроб нельзя вскрывать в двух случаях: при смерти от инфекционных заболеваний (да и то не всех, в первую очередь — от особо опасных инфекций типа чумы или сибирской язвы) и связанных с радиацией, то есть создающих угрозу жизни и здоровью окружающих. Все остальные запреты — чьи-то домыслы и местные распоряжения. Правда, я допускаю, что они могут иметь силу, поскольку в большой стране с плохо прописанными федеральными законами широкое поле для установления местных правил и порядков.

Вскрыть цинковый гроб, в котором, к примеру, доставили родственника из-за границы, и переложить тело для прощания в обычный гроб — естественное желание близких. Цинк замедляет гнилостные процессы, которые после распайки обычно интенсифицируются и протекают быстрее, но это не является основанием для абсолютного запрета на вскрытие цинкового гроба, так же как и морально-этические соображения вроде намерения уберечь родственников от видоизмененного, обезображенного, обугленного, фрагментированного тела.

Возможно, родные и не будут смотреть на останки, а закажут у крутых танатопрактиков восстановление тела, при современных технологиях это возможно даже при сохранившейся его трети, правда, это недешевые услуги и специалистов сложно найти — единицы на всю страну. Но они выезжают в разные города.

Ответственность может наступить, если нарушить два абсолютных запрета — смерть от инфекций и радиации, — и какие-то местные законы. Какие конкретные наказания за такие нарушения последуют, я не знаю.

Запах, биологические жидкости от останков могут представлять санитарную опасность для окружающих? Или это миф — что можно отравиться от испарений?

— Гнилостный запах и поздние трупные изменения больше неприятны эстетически, чем представляют настоящую угрозу для человека. Чтобы вызвать какие-то действительно реальные проявления отравлений, в организм должно попасть достаточно большое количество веществ, образующихся в процессе посмертных изменений тел и раньше объединяемых общим названием «трупные яды».

Как проводится опознание?

Медицинский адвокат, президент корпорации медицинских юристов Школы медицинского права Юлия Казанцева:

— В пункте 11 приказа Минобороны РФ №210 «Об определении Порядка погребения (…)» указано, что опознание погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, производится его супругой (супругом) или родственниками.

При невозможности опознания погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, установление его личности производится в соответствии с Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года N 346н.

Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные тела.

Процедура проводится в следующем порядке:

а) лицо, уполномоченное на получение биологического материала, с привлечением специалиста учреждения судебно-медицинской экспертизы, входящего в государственную систему здравоохранения, осуществляет получение и направление биологического материала в экспертно-криминалистическое подразделение органа внутренних дел Российской Федерации или федеральное государственное казенное учреждение «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации»;

б) лицо, уполномоченное на получение геномной информации, осуществляет:

получение геномной информации;

помещение в федеральную базу данных геномной информации геномной информации, полученной при проведении судебных экспертиз в экспертно-криминалистическом подразделении органа внутренних дел Российской Федерации или федеральном государственном казенном учреждении «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации», а также в иных организациях, осуществляющих государственную судебно-экспертную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Биоматериал (для выявления ДНК) сдается:

1. в Военно-следственный комитет или Следственный комитет Российской Федерации по месту жительства родственников (выявление ДНК производится около месяца);

2. в 522 ЦООП Ростов-на-Дону, ул. Дачная д. 10 (выявление ДНК производится в срок от 3 до 6 месяцев).

Надо помнить, что при контакте с телом может сохраняться угроза заражения какой-нибудь инфекцией — я говорю не об особо опасных инфекциях, а о простых и банальных: разные микроорганизмы обладают разной живучестью, но эта опасность скорее проявится при вскрытии, при работе с телом, а не во время церемонии прощания.

Можно ли по старым останкам точно установить причину: пуля, взрыв или болезнь?

— Чем больше времени проходит, тем труднее установить причину. На это влияют изменения, происходящие с телом: гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление, а также разрушения тела насекомыми и животными.

Гниение относят к разрушающим поздним трупным изменениям, а остальные три перечисленных — к консервирующим, но это обманчивое название: относительное сохранение облика умершего не всегда позволяет достоверно определить, что с ним произошло. В каждом конкретном случае судебно-медицинский эксперт сопоставляет все обнаруженные признаки, исключает какие-то причины и принимает решение на основе всех выявленных особенностей и результатов лабораторных исследований.

Например, установить причину по телу в состоянии гнилостных изменений, если нет повреждений, по результатам химических исследований не выявлены токсиканты, скорее всего, достоверно нельзя, поскольку внутренние органы в состоянии гнилостного распада. Но если при этом обнаружено колото-резаное ранение груди с повреждением сердца или огнестрельное ранение головы, можно предполагать, что именно эти травмы и привели к смерти.

Невозможно установить причину на скелетированном трупе, когда на вскрытие доставлены кости, даже если есть переломы черепа или множественные переломы других костей скелета, поскольку эксперт не может установить, прижизненные это переломы или они образовались посмертно, время их образования, а самое главное — что было с внутренними органами. Если у следствия есть достоверная версия произошедшего, эксперт в своем заключении в предположительной форме может порассуждать о причинах смерти, но в любом случае укажет и перечислит все обнаруженные повреждения — в нашем примере переломы костей — и обратит на них внимание.

Достоверно не устанавливают причину смерти по фрагментам расчлененных тел и не выдают медицинские свидетельства о смерти на фрагменты, в таких случаях процедура захоронения регулируется следственными органами.

То есть по отчлененному туловищу с колото-резаным ранением сердца не дадут медицинскую справку, что причиной стало именно это ранение. По отделенной голове с огнестрельным ранением нельзя дать справку, что причиной явилось именно это ранение. Но в выводах эксперт может высказать предположение.

Трудно достоверно установить причину при обугливании тела — все морфологические признаки буквально исчезают в огне, но бывают такие случаи, что все происходит тоже в условиях очевидности: ДТП, одна из машин сгорела.

Судебно-медицинская экспертиза включает работу с документами, доставленными с телом, непосредственно вскрытие с забором биологического материала на лабораторные исследования, составление окончательного диагноза после получения результатов всех анализов и написание выводов. Только тогда экспертиза готова полностью, этот процесс в среднем обычно занимает три-четыре недели.

Какие дополнительные методы и технологии могут помочь установить точную причину смерти, если тело находится в плохом состоянии?

— Стандарт любой судебно-медицинской экспертизы тела — это гистологическое, то есть под микроскопом, исследование кусочков внутренних органов.

Проводится всегда вместе с макроскопическим — то есть невооруженным глазом — исследованием непосредственно на вскрытии. Гистология помогает определить прижизненность повреждений, но возможности ее ограничены, и в случае выраженных гнилостных изменений она не сработает. Для определения прижизненности повреждений еще можно использовать биохимический метод, но и его результаты могут быть неинформативными. Обязательно используется химическое исследование для выявления разных токсикантов. Биоматериал при необходимости направляют на медико-криминалистическое исследование.

Если родственники не согласны с официальной версией, имеют ли они право самостоятельно заказать судмедэкспертизу? И если родственники сомневаются, что предъявленные останки принадлежат их близкому, могут ли они потребовать анализа ДНК?

ДНК-тесты за разную плату предлагают различные лаборатории. Для проведения генетического исследования в бюро судмедэкспертизы понадобятся направительные документы от полиции, следствия, суда, прокуратуры. Официальная схема однотипная: сначала идем в полицию и через них запускаем процесс. В бюро судмедэкспертизы, если они оказывают такие услуги, о чем должна быть информация на сайте, например, можно провести генетическое исследование платно, самим предоставить материал, без постановления или направления от полиции.

Но есть нюанс: военные — это дело военной экспертизы, военная прокуратура — отдельное ведомство, мы — гражданские — с такими вскрытиями имеем дело постольку-поскольку, бывает просто, что они привлекают обычных, не своих военных экспертов для вскрытия, но, возможно, полиция может послать родственников именно к военным. Правда, не знаю, что будет, если родным удастся пробиться в Следственный комитет России. В этом случае я просто не могу предсказать сценарий, куда обращаться и как все будет происходить, это закрытая сфера, хотя алгоритм похожий: добиваться возбуждения проверки или уголовного дела, а уже в рамках этого будут производиться экспертизы.

Популярное в сети